Познавательные психические процессы


Понятие восприятия

В предыдущей лекции мы рассматривали процесс отражения отдельных свойств и качеств внешнего и внутреннего мира, который называется ощущением. Однако человек живет не в мире изолированных качеств, световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений. Он живет в мире вещей, предметов, форм, в мире сложных ситуаций и имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами.
Ощущения и восприятие представляют собой чувственное отражение реальности при непосредственном воздействии ее на органы чувств. Однако мы определяем эти процессы как противоположные: если ощущение есть отражение отдельных свойств предметов материального мира. а также внутренних состояний организма, то восприятие есть отражение и явлений целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие не является суммой ощущений. Оно требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных, ведущих признаков с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие есть результат сложной аналитико-синтетическои работы. выделяющей одни признаки от других, комбинирующей воспринимаемы е детали в одно осмысленное целое. Таким образом, восприятие тесно связано с мышлением.

Процесс восприятия требует также сопоставления образа предмета с прежними зияниями о нем, Если в процессе такого сопоставления гипотеза о предполагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, то происходит узнавание предмета, и процесс восприятия завершается. Например, если я вам сейчас продемонстрирую знакомый предмет, вы мгновенно его узнаете, назовете. Образ этого предмета уже хранится в вашей памяти, вы его видели много раз. Однако, если в поле восприятия попадет незнакомый предмет (например. какой-нибудь экзотический фрукт или незнакомый прибор), то вы будете его рассматривать, выдвигать гипотезы о том, что же это есть на самом деле.

Согласно Л.Н. Леонтьеву, психология восприятия есть научное знание о том. как в жизни мы строим образ мира и как он функционирует в жизни. Функция образа — самоотражение мира. Это функция «вмешательства» природы в самое себя через деятельность субъектов, Образ мира, обогащаясь и изменяясь на протяжении всей жизни субъекта, играет важнейшую роль в регуляции его жизнедеятельности.

Познавательные психические процессы

3.1. Общее представление о познавательных процессах

Познавательные (когнитивные) процессы

(от лат. cogito – думаю; англ. cognition – познание) – психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации.

Когнитивная психология

(англ. сognitive psychology) – направление современной психологии, в рамках которого исследуется следующий круг проблем: восприятие информации, хранение знаний и извлечение их из памяти, мышление, речь, решение проблем.

Все когнитивные процессы можно разделить на три группы:

  1. обнаружение стимулов;
  2. хранение и преобразование стимулов;
  3. выработка ответных реакций.

3.2. Ощущение

Ощущение

(англ. sensation) – психический процесс обнаружения простейших стимулов (внешних и внутренних), воздействующих на рецепторы органов чувств.

Ощущения присущи животным и человеку и являются продуктом деятельности анализаторов (сенсорных систем).

Анализатор

или
сенсорная система
(англ. sensory system)

часть нервной системы, отвечающая за прием, передачу и обработку сенсорной информации; состоит из чувствительных рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, осуществляющих обработку полученных сигналов.

Сенсорные системы: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Рецептор

(от лат. recipere – получать, принимать) – сложное образование, состоящее из нервных окончаний, которые посредством биохимических и неврологических реакций обеспечивают превращение влияния раздражителя в нервный импульс.

Инициализация ощущения связана с реакцией специфических рецепторов (фоторецепторов, механорецепторов, хеморецепторов, терморецепторов и др.) на физические стимулы.

Рис. 3.1.
Виды и свойства ощущений

Рассмотрим различные классификации видов ощущений

.

  1. По модальности
    (
    видам сенсорных систем
    ) различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и интермодальные (промежуточные) ощущения.
  2. По месту расположения рецепторов
    (классификации Ч. Шеррингтона) выделяют следующие виды ощущений:
    • экстероцептивные
      (на поверхности тела);
    • интероцептивные
      или
      органические (
      во внутренних органах) – наименее осознаваемые и наиболее диффузные формы ощущений, которые осознаются только при существенном нарушении нормального состояния организма;

  3. проприоцептивные
    (в мышцах, сухожилиях, суставных сумках) – двигательные (кинестезические) и статические ощущения.
  4. По происхождению
    (генетическая классификация X. Хэда) выделяют два вида ощущений:
    • протопатические
      – филогенетически более древние, недифференцированные ощущения (голод, жажда и прочее);
    • эпикритические
      – филогенетически более новые ощущения, имеющие дифференцированную структуру, точную локализацию внешнего раздражения, более низкий порог раздражения и более совершенное распознание качества раздражителя.

  5. По степени совместимости с жизнью биотические
    (совместимые) и
    абиотические
    (несовместимые) ощущения.

    Рассмотрим основные свойства ощущений

    .

    • Качество
      – основная особенность ощущения, определяемая свойствами вызвавшего его объекта, которая варьируется в пределах данного вида ощущения и отличает его от других.
    • Интенсивность
      – степень субъективной выраженности ощущения, которая зависит от силы раздражителя и функционального состояния рецептора.

  6. Сенсорная адаптация
    – изменение чувствительности под воздействием раздражителя.
  7. Чувствительность
    сенсорной системы определяется через пороги ощущений.
  8. Абсолютный нижний порог чувствительности
    – минимальная сила (величина) раздражителя, вызывающая ощущение.
  9. Абсолютный верхний порогчувствительности
    – максимальная сила (величина) раздражителя, при которой возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю.
  10. Относительный
    (
    разностный
    ,
    дифференциальный
    )
    порог чувствительности
    – минимальная разность величин раздражителя, которая дает заметное различие в ощущении.
  11. Длительность
    – характеристика ощущения, определяющаяся временем действия раздражителя и его интенсивностью.
    • Скрытый
      (
      латентный
      )
      период ощущений
      – период времени с момента начала воздействия раздражителя на орган чувств до момента возникновения ощущения.
    • Последовательный образ
      – по окончании воздействия раздражителя возникшие ощущения исчезают не сразу, а спустя некоторое время.

  12. Пространственная локализация
    – локализация ощущений в определенном месте пространства; данный термин употребляется для слуховых, зрительных и осязательных ощущений.
  13. Взаимодействие ощущений
    , которое может проявляться следующим образом:
    • сенсибилизация
      – обострение чувствительности анализатора;
    • синестезия
      – возникновение ощущения одной модальности под влиянием раздражителя другой модальности;

  14. контраст
    – изменение качества и интенсивности ощущения под воздействием предшествующего или сопутствующего раздражителя.
  15. Функции ощущений

    (М.В. Гамезо и другие, [, С.48]):

  • сигнальная
    – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира;
  • отражательная
    (
    образная
    ) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире;
  • регулятивная
    – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

Восприятие как перцептивная деятельность.

Как же возникает образ восприятия? Образ восприятия является результатом перцептивной деятельности. Ни один сенсорный импульс не может определить возникновение адекватного образа восприятия. Здесь необходима коррекция, направленная на неизбежные ошибки и приводящая образ в соответствие с объектом, нужна экстериоризация отражательного процесса, которая происходит в виде перцептивных действий. Эти действий уподобляются своей внешней формой воспринимаемому объекту (А.Н.Леонтьев).

11 стр., 5143 слов

Образ мира и человека в древнейндийской философии

… с государственным устройством предфилософия сменяется философским познавательным творчеством, первой философией. Понятийные образы предфилософии попадают в философскую разработку и выливаются в абстрактную всеобщность. … рождению философии. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и новым знанием и мышлением. Однако …

Например, когда вы рассматриваете какой-либо предмет, то ваш взор как бы повторяет формы этого предмета.

Наиболее хорошо изучены движения руки и глаза, с помощью которых происходит построение образа. Они делятся на два больших класса:

§ Поисковые, установочные и корректирующие, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза или руки в исходную позицию, корректировка этой позиции.

§ Движения, участвующие в построении образа, в опознании знакомого объекта и пр. Среди них выделяют:

Таблица № 3

собственно перцептивные действияопознавательные действия
действие обнаружения действие различениядействие идентификации действие опознания

Функция собственно перцептивных действий — это построение образа предмета. Данные действия легче всего исследовать на примере ощупывающего движения руки. При восприятии формы, как я уже говорила ранее, существует соответствие между траекторией движения руки и контуром предмета. Движения глаза, как и движения руки, так же определяются предметом: они обегают контур предмета, и посредством этих движений осуществляется более или менее последовательный осмотр всего предмета различие между операциями обнаружениями различения, которые входят в состав собственно перцептивных действий, состоит, по всей видимости, в том, что наблюдатель, обнаруживая свойства предмета (цвет, величину, форму и т.д.), начинает выделять од по или несколько свойств в качестве наиболее информативных. Например, в данном предмете наиболее информативным являются именно бороздки, а не отверстие, что бы узнать в нем ключ:

Функция опознавательных действии состоит в опознании предмета. В процессе идентификации происходит сличение актуального образа с образами-эталонами, которые хранятся в памяти. В процессе опознания мы называем предмет, то есть, относим его к какому-то классу объектов.

По своей структуре перцептивные и опознавательные действия различны. Перцептивные действия развернуты и последовательны—это не случайно, ведь их функция исследование предмета и построение его образа. Напротив. Опознавательные действия свернуты и совершаются мгновенно.

Ощущение как сенсорно-перцептивный процесс

Познание окружающего мира у человека начинается с ощущений, которые являются началом этого познания.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Сенсорно-перцептивный процесс 490 ₽ Реферат Сенсорно-перцептивный процесс 250 ₽ Контрольная работа Сенсорно-перцептивный процесс 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 3

Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств, качеств предмета в сознании человека.

Ощущения непосредственно оказывают воздействие на органы чувств, с помощью которых в кору головного мозга поступает информация об окружающей человека среде. Благодаря ощущениям происходит отражение основных внешних признаков предмета – величина, форма, цвет, звук, вкус, мышечные ощущения и др.

Ощущения отличаются друг от друга своим качеством, интенсивностью, чувственным тоном. Физиологическую основу ощущений составляют анализаторы и их деятельность. Анализаторы состоят из воспринимающих рецепторов, проводящих рецепторов и центральных корковых отделов анализаторов, обрабатывающих идущие от рецепторов нервные сигналы.

Ощущения имеют определенные свойства – контраст, пороги ощущений, адаптацию, сенсибилизацию, последовательные образы.

Контраст состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность, а сильные уменьшают. Что касается порога ощущений, то чем меньше его величина, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютный порог ощущений у людей разный, а верхний порог является максимальной величиной раздражителя, выше которой ощущение уже не воспринимается.

Порог различения – это минимальная разница в интенсивности однородных раздражителей, которые возможно ощутить. При длительном воздействии раздражителей чувствительность анализаторов может повышаться или понижаться, что является адаптацией.

При повышении возбудимости коры головного мозга чувствительность анализаторов может повышаться под влияние деятельности других анализаторов. Это явление называется сенсибилизацией. Например, у дегустаторов повышаются обонятельные и вкусовые ощущения.

Продолжение ощущения может наблюдаться при прекращении действия раздражителя, потому что рецепторы ещё некоторое время находятся в состоянии возбуждения – это последовательные образы, например, после морской прогулки, человек ещё некоторое время будет ощущать качку.

Ощущения по характеру действия раздражителя на рецепторы бывают:

  • экстерорецептивные,
  • интерорецептивные,
  • проприорецептивные.

К экстерорецептивным ощущениям относятся зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные и температурные ощущения.

Интерорецептивные ощущения – это ощущения боли, равновесия, ускорения, т.е. они, отражают состояние внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения или мышечно-двигательные, отражают движение тела человека. С их помощью человек получает информацию о положении тела в пространстве, о сокращении, растяжении, расслаблении мышц. Эти ощущения имеют довольно сложный характер.

Свойства восприятия

Восприятие обладает следующими свойствами:

Предметность—в образе восприятия мы отражаем не наши субъективные состояния, а явления и предметы объективного мира. Предметность состоит в отнесении наших впечатлений о предмете к данному предмету. Этим свойством восприятие обладает благодаря перцептивным действиям, участвующим в восприятии.

Целостность и структурность—эти свойства восприятия были наиболее подробно изучены гештальтпсихологами. Проблема: как феноменальный мир организован в восприятии. Когда мы смотрим вокруг, то у нас возникает не хаос ощущений (цветовые пятна, линии, отдельные токи), а окружение, четко разделенное на осмысленные предметы, то есть восприятие является целостным, структурно организованным процессом.

В гештальтпсихологии были сформулированы законы восприятия, которым подчиняется восприятие формы. Для восприятия фигуры огромное значение придается фону, который служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Фигура и фон образуют вместе единую структуру, следовательно, первая не может существовать без второго. Гештальтпсихологами Был сформулирован принцип прегнантности: наше восприятие стремится быть настолько простым и хорошим, на сколько позволяют условия стимула. Назовем некоторые из законов восприятия, которые отвечают данному принципу:

1. Закон близости — чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы:

2. 3акон продолжения — если элементы обладают свойством продолжения, выступая как части простого целого, то их легко организовать в связанные единицы:

3. Закон дополнения до целого — если фигура не закончена, то мы стремимся видеть ее как целое.

4. Закон хорошей фигуры — если общая структура лучше, чем её части, то она воспринимается как одна, разделенная линией. Если части лучше, чем целое, то целая фигура начинается делиться на две в оптическом поле: Представители гештальттеории считали, что перцептивные процессы врождены, следовательно, законы, выявленные ими, действуют везде, во всех культурах. Однако. Свойства, описанные ими, распространяются только на представителей определенной культуры, а в других культурах не работают. Достаточно сказать, что то, что в нашей культуре воспринимается как незамкнутый круг, в других культурах воспринимается как браслет.

Кроме того, гештальттеория не затрагивает смысл как средство организации зрительного поля. Например, следующая строчка букв легко распадается на единицы в соответствии со значение слов:

Погодахорошая

Если это же написать на незнакомом языке, то такой организации не происходит:

Theweatherisfine

Смысловая организация не ограничивается словесным материалом. Посмотрите на следующие изображения, по всей видимости, они имеют небольшой смысл для вас: Это просто некое скопление форм и линий. Но как только вам скажут, что рисунки изображают «Солдата и собаку, проходящих за воротами забора» и «Женщину, моющую пол», то они сразу организуются в понятную структуру. Примечательно, что после того, как эти рисунки ассоциируются с конкретными значениями (и поэтому воспринимаются определенным образом), становится трудно воспринять их как что-то другое.

Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при—изменяющихся, в известных пределах, условиях их восприятия. Если воспринимаемый нами предмет удалить от нас, то отображение его па сетчатке глаз уменьшится, а между тем в восприятии образ сохранит приблизительно туже величину. Точно также форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю как круглую, и соответствии с отображением на сетчатке. Но отображение, которое получается на моей сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное — это эллипсы. Тем не менее, видимая мною форма предметов остается постоянной: она соответствует объективной форме самих предметов. Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы, цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении

Расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения изменялись бы основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Константность восприятия—необходимое условие ориентировки человека в мире Источником константности являются активные действия перцептивной системы.

Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает константность образа восприятия.

Осмысленность восприятия. Восприятие не сводится к одной лишь чувственной основе, мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Практически, для нас существенно именно значение, потому, что оно связано с употреблением предмета. Форма же важна лишь как признак для опознания предмета в его значении. Осмыслить восприятие—значит осознать предмет, который оно отображает. Осмысленность восприятия означает что в него включается мышление. Воспринимая единичный предмет, мы можем осознать его как частный случай общего. Например, называя предмет «часы», мы уже переходим от единичного, отдельного к общему. Таким образом, начальный этап обобщения (а это мыслительная операция) начинается уже на уровне восприятия.

Это положение хорошо иллюстрируется случаем с нарушением обобщенности восприятия. Так, у одного больного была утрачена способность называния цветов: он не мог сам употреблять названия цветов, не понимал их значение, когда их употребляли другие. Цвета ему представлялись как цвета определенных предметов, например, голубой цвет — как цвет незабудки. Однако цветоощущение у него было совершенно нормальным: он различал все оттенки цветов. При испытании этот больной оказался не в состоянии подобрать к данному образцу куски цветной шерсти, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. То есть у него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и других цветов, к которым он мог бы отнести различные оттенки.

Этапы формирования и развития

Формирование перцептивных действий восприятия происходит в процессе обучения. Их развитие делится на три этапа.

На первом этапе происходит само формирование перцептивного действия, которое начинается с выполнения ребенком практических действий с незнакомыми предметами. В результате происходит становление перцептивных задач — формирование адекватного образа предмета, которое впоследствии становится сенсорным эталоном.

На втором этапе происходит перестройка сенсорных процессов (происходящих в органах чувств), которые становятся перцептивными действиями под влиянием практической деятельности. Действия осуществляются с помощью рецепторных аппаратов (тактильного и зрительного), дети знакомятся с пространственными свойствами предметов.

На третьем этапе происходит процесс сокращения и сворачивания внешних действий. Они становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. Внешний процесс восприятия становится актом мгновенного усмотрения.

К этому времени у ребенка сформирована система сенсорных эталонов (общественно выработанные системы сенсорных качеств, например, система геометрических форм и т. п.). Благодаря им сенсорно-перцептивные действия меняются. Они превращается из процесса построения образа в процесс опознания.

Внешние и внутренние факторы восприятия

Вернемся к формуле Субъект-Объект. Итак, в процессе восприятия происходит взаимодействия субъекта и объекта. Проблема: чем детерминируется образ восприятия — внешними или внутренними факторами. Гештальтпсихология изучала, главным образом, детерминированность восприятия со стороны объективных факторов, и. прежде всего, структурных качеств стимуляции.

В теории деятельности проблема соотношения внеш.- них и внутренних факторов в процессе восприятия решается через понятие «перцептивная деятельность». С одной стороны, она есть проявление активности субъекта (действие внутренних факторов), с другой, перцептивные действия подчиняются свойствам объекта (идея уподобления А.Н.Леонтьева).

В исследованиях, направления «New Look» (Д.Брунер, Л.Постмен и др.) было показано, что восприятие также зависит от мотивов, намерений и целей субъекта, то есть от внутренних факторов. В русле этого направления были сформулированы три механизма селективности (избирательности) восприятия.

1. Принцип резонанса — стимулы, отвечающие (соответствующие) потребностям, ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им.

2. Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению.

3. Принцип настороженности или сенсибильности — стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании. узнаются быстрее всех прочих.

Было также введено понятие перцептивной защиты. То есть искажения восприятия под действием эффективности (эмоциональных факторов).

Являясь функцией «Эго», перцептивная защита призвана оградить личность от травмирующих переживаний. Перцептивную защиту невозможно понять, не обращаясь к фрейдовской модели личности с ее асоциальными тенденциями и цензорными инстанциями, извечным конфликтом между «Оно». стремящимся к удовольствию, суровым цензором «Сверх-Я» и реалистом «Я».

Л.Беллак представил концепцию проективного поведения, которое демонстрирует индивидуальные различия в восприятии под влиянием мотивов и чувств воспринимающих людей. Проекция есть форма апперцептивного искажения. Л.Беллак дает следующий остроумный пример действия этого механизма. Предположим, Жан хочет попросить у Жака машинку для стрижки травы. Направляясь к соседскому двору, он мысленно представляет свой диалог с Жаком. «Жак скажет мне, что в прошлый раз я вернул машинку грязной. Я ему отвечу, что вернул такой, какой взял. Тогда он скажет, что в тот раз. когда я перетаскивал машинку, я попортил его изгородь…» Воображаемый диалог продолжается в таком духе до самого дома Жака. Завидя на крыльце дома приветливого хозяина, Жан неожиданно выпаливает: «Можете оставить при себе вашу драгоценную машинку». Очевидно, что поведение Жана представляет собой реакцию не на актуальную агрессивность соседа, а на собственные воспоминания о ней.

Зависимость восприятия от внутренних условий, опосредованность его личностными факторами (мотивами. эмоциями. интересами) выражается в понятии апперцепция. В качестве факторов, влияющих на восприятие, выступает и установка, то есть готовность воспринимать что-то или действовать определенным образом. Приведу пример. Испытуемым трех групп говорилось, что сейчас в комнату войдет человек, и они должны были оценить приблизительно его рост. В первой группе испытуемых этот человек выдавался за лаборанта, во второй—за преподавателя, в третьей—за профессора (разумеется, во всех трех группах это был один и тот же человек).

Выяснилось, что в первой группе рост человека был самым маленьким.

Классификация восприятия

Существует две классификации восприятия. В основе первой лежат различия в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Так выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие.

Основой второй классификации являются формы существования материи. Выделяют восприятие пространства времени и движения.

Восприятие пространства это восприятие формы, величины. Взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные.

В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Аккомодация—это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При восприятии близких предметов форма хрусталика становится более выпуклой, далеких, наоборот, вогнутой. Конвергенция—это сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.

Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинакулярности. Несмотря на то, что мы видим обоими глазами, изображение возникает одно, а не два. Это достигается благодаря наличию корреспондирующих точек на сетчатке, то есть точкам на сетчатке одного глаза соответствуют точки на сетчатке другого глаза.

Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора.

Восприятие времени—отражение объективной длительности: скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. Большое значение имеют так называемые биологические часы—циклические явления—биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения.

Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, занятые интересной деятельностью, мы не замечаем. Как летит время. Бездельничая, мы, наоборот, не знаем, как убить время. Однако, вспоминая, мы оценим первый промежуток как более длительней. по сравнению со вторым. В этом явлении проявляется закон заполненного временного отрезка. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: так, одни люди обнаруживают стойкую тенденцию недооценивать, другие — переоценивать время.

На восприятие времени также влияют эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно, нежелательного—мучительного сокращается. В этом проявляется закон эмоциональной детерминированности оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, сокращается в переживании, а заполненные событиями с отрицательным эмоциональным знаком, увеличивается: «Грустные часы длинны»—говорит Ромео.

«Счастливые часов не замечают», отмечает Грибоедов

Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Существуют два способа восприятия движения:

1. Когда изображение предмета на сетчатке глаза остается более или менее неподвижным.

2. Глаз остается относительно неподвижным, а изображение предмета перемешается на сетчатке.

Различают движения действительные и кажущиеся.

Примером кажущегося движения является стробоскопическос движение, на принципе которого построен кинематограф. Известно, что зрительное ощущение не исчезает сразу, поэтому при мелькании кадров (24 кадра в сек.) мы не видим это мелькание, а видим устойчивое изображение.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ по восприятию движения. К.Дункер поставил перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажется движущимися, другие неподвижными. Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? По Дункеру. движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон. Так, при фиксации луны среди облаков она воспринимается движущейся.

Е. Оппенгеймер показал также, что их двух предметов движущимся кажется обычно меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который претерпевает наибольшие качественные и количественные изменения.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Примеры похожих учебных работ

Факторы и психологические механизмы восприятия

… восприятии. Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие … изображение на сетчатке глаз … звуками. При действии многомодального раздражителя … свойство — движение; два позднейших … восприятия различают две формы восприятия: …

Восприятие и научение

… восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие … всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение …

Психофизиология восприятия в профессиональной деятельности человека

… работу самих рецепторов. Различают виды восприятия: 1) Восприятие движения окружающих предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие …

Восприятие, память(псих.ч-к)

… восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов и восприятия положения собственного тела. Объясните зрительные иллюзии. Раскройте основные закономерности восприятия времени и движения. … падающее на сетчатку глаза, выглядит …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]