4 ведущих симптома сумеречного помрачения сознания


Иногда возникают состояния, когда ясное сознание, ввиду действия определённых факторов, затуманивается, сужается. В таком сумеречном состоянии сознания человек может совершить общественно опасные действия, нанести непоправимый вред предметам и людям. Непростое это нарушение сознания и потому, что возникает и исчезает внезапно, без каких – либо предпосылок и последствий для самого человека.

Сумеречное помрачение сознания – что это такое и как проявляется?

Сумеречное состояние сознания – это психическое состояние с глубокой дезориентировкой, ограничением сознания на определённых объектах или лицах, сопровождающееся психомоторным беспокойством и агрессией.

Эпизод сумеречного расстройства сознания в последующем сменяется полной амнезией, человек не может вспомнить, как себя вёл, что происходило вокруг во время сужения сознания.

В клинической практике часто встречаются случаи, когда человек неосознанно уезжает в другой город, область. Своё состояние в последующем он описывает так: «Сидя в автобусе, я как будто задумался или на несколько секунд закрыл глаза… Сам не понял, как оказался в незнакомом мне месте. Спросил у прохожего, оказалось я в другом городе…». Однако, не во всех случаях данное нарушение безобидно, человек неосознанно может серьёзно покалечить или убить, причём с неистовой жестокостью.

Сумеречное расстройство сознания относится к нарушениям высшего психического процесса. С помощью сознания человек познаёт окружающий мир, себя, приспосабливается к изменяющимся условиям среды.

Находясь в ясном сознании, человек с лёгкостью соотносит себя и окружающую действительность, трезво оценивает свои возможности. В таком случае говорят, что он верно ориентирован в месте нахождения, времени, окружающей ситуации и собственной личности.

Глава III. НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Нарушения сознания относятся к наименее разработанным вопросам. Несмотря на то что во всех учебниках психиатрии описаны разнообразные формы нарушения сознания, определение этого понятия наталкивается на трудности. Происходит это потому, что понятие сознания в психиатрии не опирается на философскую и психологическую трактовку.

Сознание может рассматриваться в разных аспектах. В философии оно имеет широкое значение, употребляясь в плане противопоставления идеального материальному (как вторичное первичному), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с точки зрения отражения (как отражающее объективный мир).

В более узком значении сознание — это человеческое отражение бытия, отражение в социально выработанных формах идеального. Возникновение человеческого сознания марксизм связывает с возникновением труда в процессе превращения обезьяны в человека. Воздействие на природу в ходе коллективной трудовой деятельности породило осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, формирующемся в процессе общения. В труде и реальном общении возникло самосознание — осознание собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе общественных отношений. Специфика человеческого отражения бытия состоит в том, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» [1, 29, 194].

При решении проблемы сознания в психологии советские ученые исходят из положений марксистско-ленинской философии. Сознание рассматривается как высшая, связанная с речью функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующая деятельность человека.

Большое внимание проблеме сознания в психологии уделял С. Л. Рубинштейн [159; 160]. Говоря, что сознание — это процесс осознания субъектом объективного бытия реальности, он делал акцент на том, что сознание есть знание того, как объект противостоит познающему субъекту. Проблеме связи сознания с деятельностью уделяется внимание и в трудах А. Н. Леонтьева. Он прямо указывает, что сознание можно понять «как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире… В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность — то предметное содержание, которое она объективно несет в себе» [113, 130].

Сознание включает в себя не только знание об окружающем мире, но и знание о себе — о своих индивидуальных и личностных свойствах (последнее предполагает осознание себя в системе общественных отношений). В отличие от традиционного употребления понятия «самосознание» А. Н. Леонтьев предлагает применять этот термин в смысле осознания своих личностных качеств. Он говорит, что самосознание, сознание своего «Я», есть осознание в системе общественных отношений и не представляет собой ничего другого.

Проблеме самосознания уделяется много исследований (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.), анализу его методологического аспекта (И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова), связи самосознания с познанием других людей (А. А. Бодалев, И. С. Кон, В. В. Столин и др.). Чрезвычайно много исследований уделено проблеме самосознания, «образу-Я» в трудах зарубежных авторов- неофрейдистов, представителей гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу). Богата и литература по проблеме самосознания и бессознательного (Ф. В. Бассин, А. Е. Шерозия). Ряд работ посвящен проблеме саморегуляции и самосознания (И. Кон, Б. В. Зейгарник, Л. Фестингер). Выделяются, начиная с Джеймса, и частные проблемы как соотношения самосознания и физического образа-Я (И. И. Чеснокова, А. А. Бодалев, М. А. Карева и др.).

В данной книге нет возможности остановиться на всех аспектах сознания. Хотелось лишь напомнить, что 1) в психологии эта проблема разрабатывается с разных позиций и аспектов, как в теоретическом, так и феноменологическом плане: 2) что как бы различий ни были пути исследования сознания, все отечественные психологи исходят при решении даже его частных проблем из марксистско-ленинской философии положения о том, что сознание отражает объективный вне нас существующий мир, что оно обладает свойством не только отражать, но и творить его.

Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее «рабочим». Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что «если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается» [173, 99-100]. Поэтому клиницисты пользуются условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы его расстройства.

С данным положением соглашается и С. Л. Рубинштейн, говоря о целесообразности «разведения» психического нарушения и нарушения сознания, как обладающих специфическими признаками [160].

Понятие сознания, которое А. В. Снежневский определяет как «условное», базируется на взглядах немецкого психиатра К. Ясперса, рассматривающего сознание как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов. Соответственно при душевных заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и наоборот. Так, в историях болезни можно встретить выражения, что у больного имеет место бред при ясном сознании, нарушено мышление на фоне ясного сознания и т. п. Метафорические признаки «ясности» и «помрачения» сознания, введенные К. Ясперсом [217], стали определяющими для характеристики сознания в учебниках психиатрии до настоящего времени. Вслед за К. Ясперсом в качестве критериев помраченного сознания берутся:

1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего:

3. разные степени бессвязности мышления;

4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания [55, 173].

В психиатрии различают разные формы нарушения сознания.5

5 Хотя в основном мы не используем концептуальный аппарат психиатрии, однако для некоторых разделов (в частности, сознания) его следует осветить.

Оглушенное состояние сознания

. Одним из наиболее распространенных синдромов нарушения сознания является синдром оглушенности, который чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах.

Оглушенное состояние сознания характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Больные отвечают на вопросы как бы «спросонок», сложное содержание вопроса не осмысливается. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения сознания длится от минут до нескольких часов.

Делириозное помрачение сознания

. Это состояние резко отличается от оглушенного. Ориентировка в окружающем при нем тоже нарушена, однако она заключается не в ослаблении, а в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве.

На фоне делириозного состояния сознания возникают иногда преходящие, иногда более стойкие иллюзии и галлюцинации, бредовые идеи. В отличие от больных, находящихся в оглушенном состоянии сознания, больные в делирии говорливы. При нарастании делирия обманы чувств становятся сценоподобными: мимика напоминает зрителя, следящего за сценой. Выражение лица становится то тревожным, то радостным, мимика выражает то страх, то любопытство. Нередко в состоянии делирия больные становятся возбужденными. Как правило, ночью делириозное состояние усиливается. Делириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций.

Онейроидное (сновидное) состояние сознания

(впервые описанное Майер-Гроссом) характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные «совершают» межпланетные путешествия, «оказываются среди жителей Марса». Нередко встречается фантастика с характером громадности: больные присутствуют «при гибели города», видят, «как рушатся здания», «проваливается метро», «раскалывается земной шар», «распадается и носится кусками в космическом пространстве» [173, 111].

Иногда у больного приостанавливается фантазирование, но затем незаметно для него в сознании вновь начинают возникать такого рода фантазии, в которых всплывает, по-новому формируясь, весь прежний опыт, все, что он читал, слышал, видел.

Одновременно больной может утверждать, что он находится в психиатрической клинике, что с ним разговаривает врач. Обнаруживается сосуществование реального и фантастического. К. Ясперс, описывая подобное состояние сознания, говорил о том, что отдельные события реальной ситуации заслоняются фантастическими фрагментами, что онейроидное сознание характеризуется глубоким расстройством самосознания. Больные оказываются не только дезориентированы, но у них отмечается фантастическая интерпретация окружающего.

Если при делирии происходит воспроизведение некоторых элементов, отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают иногда лишь содержание своих грез.

Сумеречное состояние сознания

. Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т. е. преходящим.

Приступ сумеречного состояния кончается критически, нередко. с последующим глубоким сном. Характерной чертой сумеречного состояния сознания является последующая амнезия. Воспоминания о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют. Во время сумеречного состояния больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий. Например, если в поле зрения такого больного попадает нож, больной начинает совершать привычное с ним действие — резать, независимо от того, находится ли перед ним хлеб, бумага или человеческая рука. Нередко при сумеречном состоянии сознания имеют место бредовые идеи, галлюцинации. Под влиянием бреда и напряженного аффекта больные могут совершать опасные поступки.

Сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций, носит название «амбулаторного автоматизма» (непроизвольное блуждание). Страдающие этим расстройством больные, выйдя из дому с определенной целью, вдруг неожиданно и непонятным для себя образом оказываются в другом конце города. Во время этого бессознательного путешествия они механически переходят улицы, едут в транспорте и производят впечатление погруженных в свои мысли людей.

Сумеречное состояние сознания длится иногда чрезвычайно короткое время и носит название absence (отсутствие — франц.).

Псевдодеменция

. Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.

Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Так, взрослый больной при вопросе, сколько у него пальцев на ногах, снимает носки, чтобы сосчитать их.

Мы остановились лишь на некоторых формах нарушения сознания. В действительности же их проявления в клинике значительно разнообразнее, но нам важно было познакомить читателя с теми понятиями, в которых нарушения сознания интерпретируются и описываются в клинике.

Наряду с различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности в клинике встречается своеобразная форма нарушения самопознавания — деперсонализация.

Деперсонализация

. Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего «Я», которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение «схемы тела» — нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов. Подобные нарушения, получившие название «дисморфобии», могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

Синдром дисморфобии подробно описан многими психиатрами, начиная с работ итальянского психиатра Морзели (Morseli, 1836–1894). Больные с подобным синдромом считают, что у них «некрасивый нос, оттопыренные уши, от них плохо пахнет». Больные стремятся принять меры по устранению «мешающего недостатка», настаивают на оперативном вмешательстве, они часами стоят перед зеркалом (симптом зеркала), постоянно себя разглядывают.

Особенно подробно описан этот синдром в работах М. В. Коркиной [91], которая пишет, что этот синдром можно рассматривать как триаду, состоящую из: а) идеи о физическом недостатке с активным стремлением от него избавиться: б) идеи отношений и в) пониженного настроения.

Выраженное, навязчивое или бредовое стремление больных исправить мнимый недостаток дало основание автору говорить о дисморфомании. Речь идет не о расхождении между содержательным отражением идеального представления о внешнем облике «Я» и настоящим, а о неприятии себя, т. е. о неосознаваемом неприятии.

В психологии проблема «образ я» рассматривалась в рамках проблемы самосознания, еще начиная с В. Вундта и А. Пфендера, который отождествлял понятие «Я» и понятие «субъект». В ином аспекте эта проблема ставится у У. Джеймса (1911), который различал эмпирическое «Я» (психический мир субъекта, который дополняется самооценкой) и чистое «Я» (мыслящий человек). Проблема «образ-Я» была предметом анализа разных психологических школ фрейдизма и неофрейдизма, понимающей, гуманистической психологии и т. п.

В отечественной психологии эта проблема выступает уже у Л. Грота, И. М. Сеченова, который увязывал проблему «Я» с «теплыми чувствами», интерорепциями. Была показана зависимость физического образа «Я» от многих моментов, особенно самооценки, оценки других (И. С. Кон, А. А. Бодалев, С. Л. Рубинштейн и др.). С. Л. Рубинштейн прямо указывал на то, что проблема изучения личности «завершается раскрытием самосознания личности» [158, 676–677]. Ряд работ посвящен изменению «образа я» у психически больных (Р. Федери. С. Фишер и др.). Много исследований посвящено исследованию нарушения «Я» у больных шизофренией (Векович, Зоммер).

В работе Б. В. Ничипорова, посвященной этой проблеме, показано, что синдром дисморфобии связан с низкой самооценкой. Подобные больные избегают общества, уединяются, нередко переживание своего мнимого уродства столь сильно, что может стать причиной суицидальных попыток. При этом их самооценка опирается не на содержательность представления об идеальном образе внешнего «Я», а на неприятие своего физического «Я».

Самый общий ответ на вопрос о природе данного явления мы находим у И. М. Сеченова [171], который подчеркивал роль мышечных ощущений в осуществлении движений тела и актов восприятия, указывал на существование «темных», нерасчлененных чувствований, исходящих из внутренних органов, создающих «чувственную подкладку» нашего «Я» и служащих основой самоощущения.

«Темные» интерорецептивные ощущения в силу своего постоянства и однообразия, а также индукционного торможения в связи с направленностью активности субъекта вовне обычно не осознаются, но являются необходимым фоном для нормального протекания всей психической деятельности. На основе этих ощущений ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира.

И. М. Сеченов утверждал, что синтез ощущений, исходящих из внутренних органов чувств и так называемых внешних органов чувств, является стержнем формирования самосознания: «Человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос — слухом, формы тела — глазом и осязанием), а другие идут, так сказать, изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода есть спутники процессов, совершающихся во всех главных анатомических системах тела (голод, жажда и пр.), и справедливо называются системными чувствами. У человека не может быть, собственно, никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или другой форме… Первая половина чувствований имеет, как говорится, объективный характер, а вторая — чисто субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувственные состояния собственного тела, самоощущения» [171, 582–583].

В норме человеку не требуется доказательств принадлежности его тела собственной персоне и психических переживаний. В некоторых патологических случаях эта чувственная «подкладка» самоощущения нарушается, и как непосредственное знание может явиться чувство отчуждения, навязанности, внушенности собственных мыслей, чувств, действий.

Современный исследователь проблемы деперсонализации А. А. Меграбян [130], показывая несостоятельность объяснения данного психопатологического явления с позиций ассоцианизма, феноменологического направления, антропологической психологии, психоанализа, связывает его с расстройством особых «гностических чувств» — системных автоматизированных чувствований, слитых в нормальном состоянии с отражательным компонентом психических образов.

Гностические чувства, по А. А. Меграбяну [131], обнаруживают следующие свойства: 1) обобщают предшествующие знания о предмете и слове в конкретно- чувственной форме; 2) обеспечивают чувствование принадлежности психических процессов нашему «Я»; 3) включают в себя эмоциональный тон той или иной окраски и интенсивности.

Роль гностических чувств в познании и самопознании становится особенно ощутимой в случаях патологии, порождающей явления психического отчуждения [130, 131].

Нарушение гностических чувств может привести не только к расстройству самопознания, но и к личностным изменениям. Это убедительно показано в работе В. И. Белозерцевой [21]. На материале работ школы В. М. Бехтерева автор выявила, как измененное самоощущение в ходе отражательной деятельности больного мозга порождает новую для субъекта деятельность — деятельность самовосприятия. Эта деятельность в связи с постоянством необычных чувствований и их особой значимости для человека становится смыслообразующей, ведущей в иерархии других видов деятельности. Больные забрасывают свои прежние дела и ни о чем не могут думать, кроме собственных необычных состояний и причин их возникновения.

Многие истории болезни, приводимые в работах В. М. Бехтерева и его сотрудников, иллюстрируют, как стремление осмыслить результаты искаженного самовосприятия приводит больных к бредовой интерпретации своего состояния. В поисках воздействующих на них «врагов» больные наблюдают за поведением окружающих, анализируют взаимоотношения с ними, совершают реальные действия с целью «освобождения» от предполагаемого гипнотического воздействия и вновь анализируют свое состояние и поведение «врагов».

В ходе этой деятельности и реальных взаимоотношений с людьми бред воздействия на психическую сферу обрастает новыми и новыми подробностями, искажая восприятие окружающего и оказывая влияние на поведение и образ жизни больных, перестраивая систему их взаимоотношений с людьми, изменяя их личность.

В. И. Белозерцева заключает, что если у здорового человека самоощущение не имеет отношения к его личностной характеристике и осознанию себя в системе общественных отношений, то у больного оно может выдвинуть на передний план деятельность, до того не существовавшую или выступавшую лишь в качестве отдельных действий в системе других деятельностей, — деятельность самовосприятия. Независимо от личности (хочет того человек или нет) она становится смыслообразующей. Происходит сдвиг главного мотива на цель, нарушается характерная для здорового субъекта «отвязанность» иерархии деятельностей от состояния организма. Биологическое в случае патологии начинает играть иную роль, нежели в жизнедеятельности здорового человека.

Это, конечно, не означает, что сама болезнь как биологический фактор детерминирует перестройку иерархии мотивов и самосознания. Мотив к деятельности самовосприятия порождается осознанием необычности, измененности ощущений собственных психических переживаний, активным отношением к ним. Следовательно, болезнь действует разрушающе на личность не непосредственно, а опосредованно, через деятельность

, усвоенную в ходе социального развития человека.

Мы привели эти клинические данные, чтобы показать, что патологическое изменение психики, ее самосознания осуществляется, как и нормальное развитие, в онтогенезе, в практической деятельности субъекта, в перестройке его реальных взаимоотношений — в данном случае под влиянием развивающейся в ходе самовосприятия бредовой интерпретации своего состояния, затрагивающей место человека среди других людей.

Так, И. И. Чеснокова пишет, что материал клинических наблюдений расстройств самосознания, выражающийся в основном в синдроме деперсонализации, является фактическим обоснованием теоретических положений о самосознании как личности, связывающим воедино отдельные ее проявления и особенности.

Основные признаки

4 главных признака нарушения сознания:

  • отрешённость от реальности: человек не понимает происходящего вокруг, внимание сужено до одного или нескольких объектов, не интересуют люди и внешние обстоятельства,
  • алло- и аутопсихическая дезориентировка различной степени выраженности: нарушение восприятия места, времени, своей личности,
  • нарушение мышления: человек не в силах чётко излагать свои мысли и отвечать на заданные вопросы, речь спутанная, бессвязная,
  • нарушение памяти: после нормализации состояния из памяти выпадает фрагмент, во время которого сознание было сужено.

Сумеречное расстройство сознания сопряжено не только с дезориентировкой, а также с различными автоматизмами – стереотипными, резкими, повторяющимися движениями, иногда даже профессионального характера: столяр во время сумеречного расстройства совершает движения, как будто работает на станке, аппаратчик продолжать работать на конвейере, а кондуктор автобуса – продавать билеты мнимым пассажирам.

Как правило, чаще всего человек находится в моторном возбуждении, хаотично передвигается, движения не целенаправленны и разрушительны по своей сути.

Выделяют несколько видов психических автоматизмов: транс и фуга. Во время транса амбулаторные автоматизмы имеют сложную структуру, движения со стороны кажутся вполне последовательными. Однако самим человеком эти действия не планировались, они безрезультатны.

Чаще всего пациенты с таким вариантом сумеречного сужения сознания склонны к переезду, перемещению в транспорте, неосознанно уезжают в другой город, область. Внешне на себя обращает внимание сонливый вид и некоторая растерянная отрешённость от происходящего. Транс может длиться от нескольких минут до нескольких суток.

Фуга представляет собой внезапное изменение состояния с необходимостью ухода или бега. Движения также бесцельны, не связаны с окружающей обстановкой. По времени фуга кратковременна, всего несколько минут.

Сужение сознания случается внезапно на фоне эмоционального напряжения, гнева, ярости, страха. Характерны и галлюцинаторные, и иллюзорные переживания на высоте аффекта.

Сумеречное расстройство может происходить не только днём. Возникающие нарушения в ночное время называют сомнамбулизмом или снохождением.

Причины

Причины спутанности сознания разнообразны:

  • Генетическая предрасположенность (слабость психической деятельности);
  • Психические заболевания (шизофрения, биполярное расстройство личности);
  • Хронический стресс;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Перенесенные инфекционные заболевания;
  • Патология сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, инфаркт миокарда);
  • Системные заболевания (сахарный диабет, гипертиреоз);
  • Кровоизлияния в головной мозг;
  • Неврологическая патология (болезнь Альцгеймера, эпилепсия);
  • Злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ;
  • Нерациональное применение лекарственных препаратов;
  • Онкология.

Состояние помрачения сознания развивается на фоне органических или функциональных изменений головного мозга. Сумеречное расстройство часто сопровождает эпилепсию, что связано с нарушением строения отдельных групп нервных клеток. Помимо эпилептических изменений, провоцирующим фактором могут выступать внутримозговые опухоли, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции и др. Среди функциональных причин выделяют истерический психоз и внезапные для больного психотравмирующие события.

Симптоматика чаще возникает во взрослом возрасте, так как у детей указанные причины наблюдаются реже. При истерии и ранней манифестации эпилепсии, помрачение сознания может развиться у детей. Вопросами диагностики и лечения заболевания вне зависимости от возраста пациента занимается врач-психиатр.

Как возникает нарушение сознания

Сознание нарушается резко и внезапно, без каких – либо предпосылок. Так же быстро состояние нормализуется, не оставляя последствий в самочувствии человека.

При дисфорическом варианте сумеречного расстройства сознания пациент выглядит отстранённым от окружающего мира, выражение лица злобное, тревожное. Продуктивный контакт с человеком в таком состоянии невозможен. Поведение не соответствует происходящему. Критика абсолютно утрачивается.

При галлюцинаторном сумеречном нарушении сознания возникают яркие, образные, угрожающего характера галлюцинации. Чаще это могут быть слуховые или зрительные галлюцинаторные явления, которые вызывают у человека агрессивное или оборонительное поведение.

Разрушительное поведение может быть направлено на предметы или даже людей. Стереотипные действия совершаются с особой силой и жестокостью, например, находясь в сумеречном состоянии сознания, человек может нанести 30 и более ножевых ранений.

При бредовом сумеречном расстройстве поведение определяется бредовой трактовкой происходящего. Чаще возникает бред преследования, пациент либо занимает оборонительные позиции, либо стремится убежать от мнимых недоброжелателей.

Прогноз

Сумеречное расстройство сознания — симптомокомплекс, являющийся признаком других заболеваний: истерического психоза, эпилепсии, черепно-мозговых травм и др. В связи с этим, прогноз определяется первопричиной нарушения и своевременностью оказания медицинской помощи.

При органической патологии головного мозга прогноз благоприятный в тех случаях, если она диагностирована на ранних стадиях, а больному назначено комплексное лечение. Выявление эпилепсии, проявляющейся в виде автоматизмов и других психических симптомов, является показанием к назначению противоэпилептических средств. При их регулярном приеме приступы исчезают и больной возвращается к нормальной жизни.

При длительном необращении больного за медицинской помощью расстройство может привести к асоциальным поступкам. Неполная медико-психологическая экспертиза в рамках уголовного дела приводит к судебным наказаниям, вплоть до длительного ареста.

При каких заболеваниях может встречаться

Сумеречный синдром может встречаться при различных психических заболеваниях и представлять значительную опасность для общества.

Сумеречные состояния могут быть функциональными (аффективными, истерическими, психогенными) и органическими (эпилептический или эпилептиформный синдром).

Сумеречный синдром наблюдается при истерических психозах. Возникновение в данном случае связано с психотравмирующей ситуацией. Сознание сужается на высоте значимых переживаний, бурной эмоциональной реакции. В поведении можно отметить театральность, инфантильность, псевдодементность. Отличить от сумеречных состояний органического генеза возможно по ЭЭГ: изменения при истерических психозах не выявляются.

При шизофрении может возникнуть бредовая дезориентировка: на высоте бредовых переживаний человек может быть абсолютно оторванным от внешнего мира, погружён в свою болезненную реальность. Теряется ориентировка во времени, месте, а иногда и в собственной личности. После выхода из сумеречного нарушения сознания в памяти могут оставаться островки припоминания, которые впоследствии бредово трактуются, возникает резидуальный бред.

При амнестической дезориентировке, возникающей при тяжёлых ЧМТ, деменции, сужение сознания связано с грубым нарушением памяти.

При выраженном депрессивном состоянии на фоне сниженного настроения, волевого и критического компонентов, может возникнуть апатическая дезориентировка с отрешённостью от внешнего мира.

Чаще всего сумеречное расстройство сознания возникает при эпилепсии, может следовать за припадком или быть его эквивалентом. Иногда приступу нарушения сознания предшествует так называемая аура, когда пациент ощущает приближение приступа, беспокоит головная боль, светобоязнь, усиление обоняния и т.д. Человек может отмечать нарушения сна, резкие перепады настроения в сторону гневливо – злобного и дисфорического аффекта.

Выделяют онейроидный вариант сумеречного расстройства сознания. Он характеризуется обилием ярких, фантастического содержания галлюцинаций и кататонических проявлений.

Бывают сумеречные эпизодические нарушения сознания: сумерки простые, импульсивные, галлюцинаторные, экспансивные, психомоторные. В клинической картине выявляется период предвестников с бессонницей, астенией, утомляемостью. После сумеречного сужения в таком случае наступает длительный глубокий сон.

Разновидности состояния

В психиатрии выделяют несколько вариантов сумеречного помрачения сознания, что зависит от причин, его вызвавших:

  • психотическое – развивается на фоне истерического психоза и других изменений в психической сфере человека;
  • непсихотическое – связано с органическими патологиями структур центральной нервной системы.

Симптоматика неоднородна. В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют:

  • бредовое расстройство – сопровождается формированием бреда, который и определяет поведение пациента в момент нарушения сознания;
  • дисфорический тип — характеризуется аффективными нарушениями, у больного выражена тоска, чувство страха или гнев;
  • при галлюцинаторном варианте в клинической картине преобладают галлюцинации и иллюзии, их характер может быть различным: слуховые, зрительные и др.

К сумеречному помрачению относят онейроид. Это состояние, сопровождающееся появлением красочных галлюцинаций с фантастическим содержимым. На их фоне отмечается уменьшение общей активности и возможно развитие кататонии.

Непсихотические нарушения психиатры разделяют на четыре типа:

  • амбулаторные автоматизмы;
  • сомнилоквию;
  • сомнамбулию;
  • транс.

Сомнилоквия и сомнамбулия означают говорение и хождение во сне, соответственно. Амбулаторный автоматизм — нарушение сознания с возникновением у больного автоматических действий различного характера. Если пациент в момент расстройства длительное время не приходит в сознание, то говорят о трансе.

Диагностика

Диагноз сумеречного расстройства сознания выставляется на основании клинических данных, поведения пациента. Определённые трудности в судебно-психиатрической экспертизе представляет диагностика ориентированных сумеречных расстройств, при которых сохраняются следы ориентировки (узнавание близких, частицы самосознания), отсутствуют бред и галлюцинации.

Больные производят впечатление не совсем проснувшихся людей (нетвёрдая, шаткая походка, заплетающаяся речь).

При сумеречном синдроме органического генеза необходимо более полное обследование: МРТ головного мозга, ЭЭГ, консультация невролога. При диагностировании эпилепсии – консультация эпилептолога и ЭЭГ с нагрузочными пробами и в динамике.

Диагностические мероприятия

В выявлении расстройства психиатры ориентируются на клиническую картину нарушений и свидетельства близких людей, коллег и других очевидцев. При сумеречном помрачении сознания больные часто совершают преступления, поэтому они подвергаются судебно-психиатрической экспертизе. Как правило, она включает в себя не только осмотр психиатром, но также ознакомление с материалами уголовного дела и др.

Для выявления непосредственной причины развития симптомов проводится комплексное обследование:

  1. Беседа с больным и его родственниками.
  2. Общий осмотр и неврологическое обследование. Это позволяет обнаружить заболевания головного мозга или внутренних органов, которые способны вызывать психические нарушения. Важно установить факт получения в прошлом черепно-мозговых травм, перенесенных нейроинфекций, а также опухолей в структурах ЦНС.
  3. Электроэнцефалография (ЭЭГ), компьютерная или магнитно-резонансная томография. Методы позволяют исследовать состояние структур центральной нервной системы и выявить отклонения в их строении. При подозрении на атеросклероз мозговых артерий проводят УЗИ с допплерографией.

Интерпретировать полученные результаты должен только специалист — врач-психиатр или невролог. Попытки самостоятельной постановки диагноза могут привести к прогрессированию основного заболевания и развитию осложнений.

Обязательно проводится дифференциальная диагностика с делирием. Важное отличие — отсутствие воспоминаний о периоде нарушенного сознания. Они могут частично сохраняться, если симптоматика возникает на фоне истерического психоза. Кроме того, факт наличия в анамнезе эпилепсии и других органических болезней ЦНС, свидетельствует в пользу сумеречного расстройства. Делирий же характеризуется появлением симптомов при отказе от алкоголя и психоактивных веществ. Больные при этом испытывают психомоторное возбуждение, галлюцинации, псевдогаллюцинации и бред преследования.

Поддаются ли лечению расстройства сознания

Общественную опасность представляют дисфорические, галлюцинаторные и бредовые варианты сумеречного расстройства сознания. Человек может совершить правонарушения с особой жестокостью.

Первая помощь при сужении сознания заключается в изоляции пациента, чтобы исключить возможность нанесения самоповреждений или вреда окружающим людям до приезда скорой помощи. При возможности конечности должны быть зафиксированы, вводится диазепам для купирования психомоторного возбуждения.

Пациент госпитализируется в психиатрическое отделение, где продолжается терапия транквилизаторами и нейролептиками до выхода из патологического состояния. Выясняется причина возникновения сужения сознания. Если это патология органического генеза, проводится лечение основного заболевания под контролем невролога.

Помощь в острый период

Расстройства сознания представляют опасность для больного и окружающих его людей. Это связано с неадекватностью поведения на фоне бреда преследования и галлюцинаций. В связи с этим при появлении симптомов следует принять ряд простых мер, направленных на стабилизацию состояния.

Необходимо вызвать скорую медицинскую помощь. При возможности это должна быть специализированная психиатрическая бригада, способная оказать квалифицированное лечение. В период ее ожидания больного уговаривают присесть или лечь, и не оставляют его в одиночестве. Из комнаты должны быть убраны острые, колющие предметы, а также любые опасные вещества. Окна и двери закрывают. Это позволяет снизить риск асоциального поведения.

Пациенты нуждаются в госпитализации в психиатрический стационар. Специалисты бригады скорой помощи фиксируют больного и проводят медикаментозную седацию. С этой целью используют Диазепам, Реланиум, Сибазон или другие препараты со схожим эффектом. В начале вводится минимальная терапевтическая дозировка, которая позволяет подавить психомоторную активность. Если эффект не появляется в течение 10-15 минут, введение препаратов повторяют.

Аналогичный эффект имеет комбинаций нейролептиков с Димедролом или Супрастином, а также Аминазин. При использовании подобных лекарственных средств необходимо помнить об их гипотензивном эффекте. Данные средства противопоказаны людям с низким уровнем артериального давления.

В тех случаях, когда возникают симптомы сумеречного помрачения сознания при эпилепсии они могут быть проявлениями эпилептического припадка. Терапия должна включать в себя препараты, назначенные врачом для лечения основной патологии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]