© Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович
, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:
Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста
.
Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.
В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.
Формирование первых коммуникативных связей
В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель», требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.
Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками. Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.
Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.
Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно, и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.
Стигма и отказ лечиться
Родных Саши и Кристины (имена изменены. — Прим. ТД) объединяет отрицание своих диагнозов и отказ начать полноценное лечение. Симптомы расстройства замечают только тогда, когда им становится хуже (во время депрессивных эпизодов), но с семьей свои внутренние проблемы не обсуждают. Почему это их так пугает, тоже прямо не говорят.
У отца Кристины биполярное аффективное расстройство (БАР). О нем девушка узнала во время учебы в университете. Тогда в их семье был сложный период: проблемы с деньгами и работой, стоял вопрос о переезде. Именно отец обеспечивал семью и винил себя в произошедшем. В какой-то момент он не выдержал, пытался покончить с собой. Родные увидели на его шее следы от веревки. Посоветовавшись, решили отправить его в военный санаторий, там и поставили диагноз.
Невротические расстройства детского возраста
В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез
– недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.
У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением
в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.
Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.
У детей очень развито психосоматическое реагирование
. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.
Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром
, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.
Детское горе при потере близких
Дети, как и взрослые, всегда переживают потерю близкого. Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы». Примечательно, что у детей горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.
Реакция детей на смерть близкого часто остается для взрослых тайной за семью печатями. Бывает так, что реакция ребенка на утрату шокирует окружающих или, как минимум, приводит их в недоумение. А иногда взрослые даже не знают, переживает ли ребенок утрату, а если да, то как именно он ее переживает. Тем более не ясно, чем можно ему помочь.
Родители детей, потерпевших утрату, как правило, сталкиваются с таким вопросами, как:
- сообщать ребенку о смерти близкого или нет?
- включать его в процесс семейного оплакивания и в хлопоты, связанные с похоронами, или нет?
- брать его с собой на похороны или нет?
- вспоминать с ребенком умершего или нет?
Обращение к детскому психологу позволит родителям не только предотвратить нежелательные последствия утраты для ребенка, но и добиться определенных позитивных результатов.
Проблемы школьной дезадаптации
Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.
В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации
. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.
Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.
Ранние психические заболевания. Умственная отсталость
Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.
Первое заболевание называется умственная отсталость
. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.
Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.
Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.
В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения, насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.
Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы
2. Неспособность по просьбе или в игре более 3–5 секунд оставаться в покое, не двигаться
3. Постоянная отвлекаемость внимания на внешние, второстепенные стимулы, не имеющие значения в контексте данной ситуации
4. Нетерпеливость, например неспособность ждать своей очереди в играх, групповых мероприятиях, неспособность отложить удовольствие, потребность в немедленном удовлетворении своих желаний
5. Неспособность размышлять над ответами на вопросы, ответы невпопад, даются первой мыслью, которая приходит в голову, нередко не дослушивается и сам вопрос
6. Трудности в следовании инструкциям извне (не из-за стремления противоречить или их непонимания, а из-за того, что пациенты не могут сосредоточиться и внимательно выслушать наставления взрослых)
7. Неспособность длительно поддерживать внимание при выполнении определенного задания или в игровой деятельности
8. Неспособность доводить дела до их завершения
9. Неспособность хранить молчание в игре, часто повышенная говорливость
10. Трудности в поддержании диалога: не дослушивается сказанное собеседником, перебивается чей-то разговор, вмешательство в посторонний разговор
11. Дети часто не слушают, пропускают мимо ушей что-то им сказанное
12. Часто теряются вещи, нужные для выполнения задания, или забывается, где они были оставлены
13. Неосторожность, частые падения с высоты, в ямы, в воду, повышенная склонность к травмированию
14. Эмоциональная неустойчивость, частые перепады настроения, легкие переходы от смеха к слезам, иногда депрессия, беспредметная тревога, суетливое беспокойство («тревога тела»)
15. Импульсивность, непредсказуемость в поведении, тенденция действовать, не думая о последствиях своего поведения, отчего могут совершаться опрометчивые или даже опасные поступки
16. Неаккуратность, небрежность, неряшливость
17. Несобранность, неорганизованность, неспособность планировать, соблюдать порядок и дисциплину. В общении с взрослыми пациенты часто бывают слишком фамильярными или даже развязными, нахальными, из-за особенностей своего поведения они часто отвергаются сверстниками
18. Раздражительность, обидчивость, агрессивность (у 75% пациентов)
19. Нередко встречаются общий дефицит координации, снижение памяти и умственных способностей (IQ у многих пациентов ниже 100%, наблюдаются персеверации, буквальность мышления, его конкретность или неспособность учитывать контекст происходящего), специфические нарушения способностей к обучению (чтению, письму, счету), расстройство развития артикуляции речи, дефекты развития слуха и зрения, одинаковое владение обеими руками (отсутствие доминирующей руки), быстрые чередующиеся движения, нечеткие знаки резидуально-органической недостаточности головного мозга, нарушения сна, аппетита, явления вегетодистонии, изменения электрической активности на ЭЭГ и тенденция к развитию антисоциальных личностных качеств
20. Обычными являются вторичные психологические нарушения: снижение самооценки, чувство собственной неполноценности, неуверенность в себе, подавленность настроения, склонность к самообвинению, самоистязаниям, уходы с уроков, гиперкомпенсаторное поведение (лживость, бахвальство и т. п.)
21. Часто наблюдается негативное отношение к пациентам со стороны родителей, педагогов и воспитателей, особенно если поведение пациентов они воспринимают как избалованность, невоспитанность или склонность к хулиганству
22. Течение заболевания хроническое, ремиссий до 12 лет обычно не наблюдается. После 12 лет пациенты постепенно становятся более спокойными, несколько позднее улучшаются показатели активного внимания. У 20% пациентов признаки расстройства могут сохраняться в течение неопределенного времени
Расстройства аутистического спектра
Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.
Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера
, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.
Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста
– это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.
Характеристика психических расстройств в детском возрасте
Юлия Облавацкая
Характеристика психических расстройств в детском возрасте
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧ. РАССТРОЙСТВ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
В. В. Лебединский выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
• Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения)
.
• Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично)
.
• Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
• Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии)
.
• Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм)
.
• Дисгармоническое психическое развитие (психопатии)
.
Недоразвитие (олигофрения)
— ранний срок поражения ЦНС; Y развитие ребенка происходит на дефектной основе, ребенок физически здоров; недоразвиты все нейро-Y и некоторые соматические функции, несформированность сенсорики, моторики, элементарных эмоций, недоразвитие ВПФ и личности в целом. Наруш. воспр, моторика, внимание, речь, мышление,эмоции: бедность, замедленность, недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти проявляется меньше, чем недоразвитие мышления, т. е. недоразвитие высших форм — главный признак Y недоразвития. Недоразвитие мышления препятствует развитию всех др. процессов.
Поврежденное Y развитие (органическая деменция)
. распад ВПФ.Причины: инфекции, травмы, интоксикации, нарушение обмена веществ и пр. Возникает либо прогрессирует в
возрасте 1,5-3 лет.
По динамике болезненного процесса различают –
а) резидуальную деменцию (слабоумие обусловлено остаточными явлениями поражения мозга, травмой, инфекцией, интоксикацией);
б) прогрессирующую деменцию (обусловлена текущими органическими процессами, м. б. наследственные заболевания).
Задержанное Y развитие (ЗПР)
. Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах развития.Виды ЗПР по этиологическому принципу:
1. ЗПР конституционального происхождения. Эмоционально-волевая сфера находится на более ранней возрастной ступени.
2. ЗПР сомато-генного происхождения обусловлено длительной соматической недостаточностью, Y развитие тормозится стойкой астенией, которая понижает Y тонус. Дети робки, неуверенны, боязливы, капризны.
3. ЗПР психогенного происхождения. Связано с неправильными условиями воспитания.
4. ЗПР церебрального происхождения. Сильно выражена задержка эмоционально-волевой сферы. Этиология связана с органической недостаточностью нервной системы.
ДефицитарноеY развитие (ДЦП, ОНР, слуха, зрения)
— связан с первичной недостаточностью отдельных систем — зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно. Общим для любого вида дефицитарного развития является своеобразие в развитии и формировании личности. Последнее может проявляться и как следствие основного дефекта, затрудняющего полноценный контакт со сверстниками и другими людьми, так и как результат неправильного воспитания. Согласно Л. С. Выготскому, любой телесный недостаток, будь то слепота, глухота или умственная отсталость реализуются как социально ненормальное поведение. Образуется своеобразный социальный вывих. Изменяется отношение окружающих людей по отношению к дефективному ребенку, изменяется и его отношение к окружающему миру. Основная задача коррекционной педагогики — вправить социальный вывих.
Искаженное Y развитие (ранний детский аутизм – РДА)
— сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных ВПФ. Нарушение соц. развития ребенка, стремление к постоянству, проявление стереотипных движений, сопротивление изменениям в окружающем;
задержка и нарушение речи; раннее проявление (до 2,5 лет)
патологии Y развития. Причины– врожденная аномальная конституция; органические нарушения ЦНС; врожденные нарушения обмена веществ; рано начавшийся шизофренический процесс. Точно не известны.
Моторика: двигательные стереотипии, задержка ходьбы либо резкий переход к ходьбе.
Интеллект: слабая сосредоточенность внимания, быстрая пресыщаемость, большой для возраста запас знаний в отдельных областях, любит слушать чтение, стихи, лучше реагирует на шепот, не говорит о себе в 1-ом лице.
Дисгармоничное Y развитие (психопатии)
—
Психопатия – аномалии хар-ра, встречающиеся в дисгармоничности Y свойств личности и неадекватности ее реакции на внешние раздражения, от которых страдает сам чел-к или общество. Нарушение эмоционально-волевой сферы. Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Исходя из этиологического принципа, К. С. Лебединской было выделено четыре основных варианта задержки психического развития:
1. задержка психического развития конституционального генеза;
2. задержка психического развития соматогенного генеза;
3. задержка психического развития психогенного генеза;
4. задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
В основе синдрома — задержка темпа психического развития и неравномерное недоразвитие интеллекта.
Обусловлены неблагоприятным течением беременности с длительным кислородным голоданием плода и задержкой внутриутробного развития, асфиксией при родах, родовой травмой, инфекционными, наследственными заболеваниями ЦНС, дефектами органов чувств (слепота, глухота, тяжелыми соматическими заболеваниями и интоксикацией в раннем возрасте. Могут быть связаны с сенсорной и эмоциональной депривацией (феномен госпитализма, неправильным воспитанием (безнадзорность и крайняя степень педагогической запущенности)
.
Проявляется в пограничной интеллектуальной недостаточности, при общей сохранности высших психических функций.В наибольшей степени страдают предпосылки интеллекта: рассеянное и неустойчивое внимание, недостаточность произвольной памяти, слабая психическая активность, быстрая истощаемость при умственной нагрузке. Наблюдается низкая познавательная мотивация, слабая произвольность в учебной деятельности, но при этом, в отличие от олигофрении, сохраняется способность к обучению. Такие дети отличаются ограниченностью и фрагментарностью представлений об окружающем мире, наивностью, внушаемостью и повышенной зависимостью от других людей. Они предпочитают ручной труд и механические, наглядные, конкретные виды деятельности, в которых легче добиваются успеха.
При ЗПР конституционального происхождения психическому инфатилизму часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста, отставания в интеллектуальной сфере при этом не наблюдается.
Соматогенная задержка психического развития характеризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы. В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей общий и психический статус. Для таких детей характерно снижение познавательной деятельности при первично сохранном интеллекте.
Задержка психического развития психогенного генеза связана с неблагоприятными условиями воспитания, т. е. имеет социальные причины. В условиях безнадзорности, например, может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение регулировать эмоции и желания)
. В условиях гиперопеки
психогенная ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических установок, пассивности, отсутствии целеустремленности и самостоятельности. При грубой авторитарности у детей наблюдается невротическое развитие личности.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения имеет сходство с умственной отсталостью, поскольку в её основе также лежит органическое поражение мозга на ранних этапах развития. Для этой формы ЗПР характерно недоразвитие познавательной деятельности, но принципиальным отличием от умственной отсталости является возможность педагогической коррекции данного состояния.
Поступающим в школу детям с ЗПР свойственен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы необходимые для обучения умения и навыки, недостаточно знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы и правила поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности. У таких детей часто возникают головные боли.
У детей с ЗПР снижение работоспособности и неустойчивость внимания проявляются в зависимости от их индивидуальных особенностей. У одних детей наиболее высокий уровень напряжения внимания и работоспособности обнаруживается в начале выполнения задания и снижается к концу работы; у других – наибольшая работоспособность наступает через некоторое время после начала работы (т. е. им необходим период врабатывания)
; у третьих – отмечаются периодические колебания внимания и работоспособности на протяжении выполнения задания.
Внимание детей с ЗПР характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах ощущения и восприятия. У детей с ЗПР наблюдается более низкий, по сравнению с нормой, уровень восприятия. Существенными недостатками восприятия являются замедленный темп переработки получаемой ребенком информации, нарушение функций поиска. Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания.
Изучение процессов памяти таких детей показало их недостаточную продуктивность, малый объем памяти, неточность и сложности в воспроизведении. Поэтому необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьников с ЗПР путем усиления мотивации, сосредоточения внимания учащихся на задании.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. К началу школьного обучения у них, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Это отчетливо проявляется при решении ими арифметических задач, в овладении навыками чтения и письма.
Дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности, что проявляется в их недостаточной любознательности – одни вообще не задают вопросы, а другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств предметов и явлений.
Устная речь у детей с данной патологией развития содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. У них недостаточно сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие, беден словарный запас. Нарушено логическое построение связанных высказываний. Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушения передачи последовательности событий. Такие дети легко соскальзывают с одной темы на другую.
В письменной речи дети с ЗПР делают ряд специфических ошибок, которые могут быть вызваны недостаточным развитием лексико-грамматическогой стороны речи; связаны с недоразвитием звукового анализа; отражают несформированность фонематического слуха. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.Но все эти особенности речевого развития детей с ЗПР могут проявляться неравномерно и в разной степени: [3, с. 107].
Учебная мотивация детей с ЗПР отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе. Ведущей деятельностью для них остается игра. К началу систематического обучения у детей с ЗПР не формируется высшая форма игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра, которая и готовит ребенка к выполнению нового вида деятельности – учебной. Даже при организации игры взрослыми или нормально развивающимися сверстниками эти дети не всегда оказываются в состоянии выполнить взятую на себя роль, переходят от одной роли к другой или занимаются подражанием.
Детей с задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Существуют некоторые особенности, которые помогают отграничить детей этих групп. У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно.
Важным отличием детей с задержкой психического развития от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста: [4, с. 197].Дети с ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других сходных заданий, т. е. они могут впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент выполняют с помощью педагога.
Дети с ЗПР фактически выпадают из учебного процесса, если с ними не проводится коррекционно-развивающая работа. Такие дети нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении, которое может осуществляться в специальных школах-интернатах или в специальных (коррекционных)
классах VII вида при общеобразовательных школах.
Консультация у клинического психолога, психоневролога или детского психиатра. Лечение, направленное на укрепление и стимуляцию развития нервно-психической сферы: апилак, экстракт элеутерококка, настой двудомной крапивы, витамины группы «В»
(особенно В6, улучшающие кровоснабжение головного мозга препараты
(дозы и сроки приема по указаниям лечащего врача)
. В рационе питания необходимы мед, лимон, морковь, чеснок, лесная земляника и черника
(если нет аллергических реакций)
. Массаж спины. Горячие ножные ванны с чайной ложкой сухой горчицы. В воспитании необходимо учить ребенка думать, с акцентом на развитии любознательности, внимательности и ориентировочных функций (способности видеть, наблюдать и понимать, поощрять трудолюбие и самостоятельность, формировать привычку завершать начатые дела.
Психолого-педагогическаякоррекция направлена на интенсивную и кропотливую тренировку обучаемости: сначала ребенок выполняет задание вместе со взрослым, вникает в логику (принцип)
решения задачи, потом пытается самостоятельно применить полученный опыт. Коррекционный эффект зависит от своевременности выявления отставания в развитии и начала занятий по его преодолению. Специально
рассматриваются вопросы о сроках и программе обучения в школе.
Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Вследствие органического поражения мозга дети плохо переносят жару, езду в транспорте, долгое качание на качелях; жалуются на головные боли, тошноту и головокружение. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения (нарушение равновесия, координации движений)
. Такие дети быстро устают;
характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Они эмоционально неустойчивы, настроение у таких детей быстро меняется, может отличаться агрессивностью, навязчивостью, беспокойством. У них может наблюдаться заторможенность и вялость, но значительно реже. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.Они могут проявлять двигательное беспокойство: во время урока ходить по классу или выбежать в коридор. На перемене эти дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Обычно у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с этим работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии центральной нервной системы эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей,имеющих речевые нарушения: [1, с. 254].
Психолого-педагогическая характеристика детей с двигательными нарушениями
Чаще всего это дети со сколиозом, с врожденными вывихами бедер, косолапостью и детски церебральным параличом. Основными проявлениями двигательных нарушений у них бывают неустойчивая ходьба, замедленный темп ходьбы, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице. Такие дети затрудняются без посторонней помощи одеться, раздеться, завязать бантик, застегнуть пуговицу и т. п. Наиболее выражены эти затруднения у детей с церебральным параличом. У них может быть поражена правая или левая рука, и они не могут совершать действия больной рукой.Отмечаются нарушения координации движения: они ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении они могут упасть. Навыки самообслуживания у этих детей чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, и они не готовы к овладению навыками рисования, письма.
У детей с церебральным параличом нередко отмечается неправильное произнесение тех или иных звуков. Такие дети лишены возможности свободно передвигаться и манипулировать с предметами, их общение ограничено, и поэтому они не могут к началу школьного обучения приобрести тот запас знаний и представлений об окружающем мире, которые имеют их нормально развивающиеся сверстники. Сведения об окружающем часто носят формальный характер, они отрывочны, изолированы друг от друга. У большинства детей замедленно формируются такие операции как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственной зависимости между предметами и явлениями окружающего мира, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений, неточность имеющихся понятий, ограниченность активного и пассивного словаря. Недостаточность знаний и представлений об окружающем мире часто является следствием того, что со многими жизненными событиями и явлениями ребенок просто не встречался из-за вынужденной изоляции.
Обязательным условием успешной адаптации ребенка с церебральным параличом в массовой школе является установление тесного контакта и сотрудничество учителя с родителями.
Психолого-педагогическая характеристика детей
с психопатическими формами поведения
Проблемы в поведении таких детей могут быть обусловлены как биологическими, так и социальными факторами. При этом биологические факторы должны учитываться лишь как исходные моменты. Они не являются решающими в процессе формирования личности ребенка. Степень психопатического состояния ребенка во многом зависит от того, в каких условиях протекает его развитие. При правильном педагогическом подходе и благоприятных социальных условиях психопатические особенности поведения детей можно полностью компенсировать. Если же развитие психопатического ребенка протекает в неблагоприятных условиях, у него могут возникнуть значительные патологические нарушения в характере и поведении.
У психопатических детей при полноценном умственном развитии наблюдается недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Для одних детей характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим (при эпилептоидной психопатии)
. В других случаях детям свойственна патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения. При этом дети демонстрируют склонность к интеллектуальной деятельности
(при шизоидной психопатии)
. В некоторых случаях наблюдается эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам с окружающими. У таких детей часто отмечается повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам.
Характерным для них является недоразвитие воли, что приводит к повышенной внушаемости, неустойчивому настроению. Их поведение может носить импульсивный характер (при неустойчивой психопатии)
. У детей с
психопатическими чертами снижена работоспособность, они недостаточно внимательны, не умеют сосредоточиться,не способны преодолевать трудности в процессе обучения: [2, с. 98].
В ходе коррекционно-педагогической работы очень важно предупредить возможность появления пробелов в знаниях, так как педагогическая запущенность существенно затруднит дальнейшую работу с такими детьми. Большое значение имеет воспитание у психопатичных детей интеллектуальных интересов. Это повышает эффективность учебной работы и способствует торможению имеющихся примитивных влечений.
Коррекционно-воспитательные мероприятия с детьми данной группы должны включать такие виды работы, которые были бы направлены на выработку умения анализировать и правильно оценивать свои поступки. Учитывая, что эти дети недостаточно владеют своим поведением, проявляют неустойчивость, внушаемы и легко попадают под негативное влияние, педагогу необходимо постоянно ставить их в условия строго организованного режима и не выпускать из поля зрения. В работе с этими детьми очень важно сохранять спокойный, ровный тон, так как они легко возбудимы, часто раздражаются и доходят до аффективной вспышки по самому незначительному поводу. При этом педагогу необходимо помнить, что в период аффекта лучше переключить ребенка на какую-либо другую деятельность, чем уговаривать, а тем более наказывать его.
Родителям необходимо терпеливо, опираясь на игровые формы, обучать ребенка жизненным навыкам, моделировать ситуации преодоления посильных трудностей, культивировать самостоятельность и положительно подкреплять успехи. Поощрять общение со сверстниками (а не с младшими детьми)
. Специально
рассматривается вопрос о готовности ребенка к школе и сроке начала обучения.
Атипичный детский аутизм
Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации, или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает» – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы оказываются в конечном итоге обратимыми.
Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.
Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении
Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении
. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.
С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.
Благоприятный прогноз лечения
Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.
Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи. В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.
Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.
Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.