Положение человека в обществе: современные символы статуса

Место человека в обществе

Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.

Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.


()

Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.

Пример.

  • Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
  • Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
  • Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.

У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.

Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате специальных усилий.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.

Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Все социальные роли подвергаются общественной оценке (не личность, а вид деятельности) и связаны с правами и обязанностями. Если есть гармония прав и обязанностей – значит человек верно усвоил свою социальную роль.

Что такое социальный статус

Понятие социальный статус определяет занимаемое положение, а также отражает иерархичность структуры всей группы. Статусная характеристика не во всем зависит от прилагаемых индивидуумом усилий, ее определяет окружающее общество, наделяя или лишая каких-то функций на основании не всегда объективных факторов. Стоит отметить, что занимаемый социальный статус не является статичным понятием и изменяется в соответствии с внешними обстоятельствами или по решению, принятому самим человеком. Также статус может прекратить существовать полностью, если человек покидает данную общественную группу или перестает строить свою деятельность на основании правил, которые управляют поведенческими проявлениями людей.

Повышение социального статуса возможно при самостоятельных стараниях и стремлениях человека (получение дополнительного образования, создание общественного движения, увеличения количества выполняемых заказов), а также в силу социальных процессов (военные конфликты, смена и захват власти, гибель вышестоящих).

Статусы одного человека подразделяются на личные и социально-общественные, что обуславливается вхождением человека одновременно в общественные группы различного масштаба. К личным статусам причисляется занимаемое человеком место в малой группе (семья, ближайшая группы сверстников, коллектив и т.д.). Занимаемое положение тут регулируется личностными качествами и умением выстраивать прочные и продуктивные межличностные связи. Чем лучше воспринимают человека окружающие, чем большее количество позитивных эмоций испытывают в его сторону, тем выше его статус. Скорректировать свое занимаемое место в малой группе достаточно просто, тут характерно частое изменение положений, что во многом определяется эмоциональностью восприятия и отражает взаимоотношения и их процессы.

К общественно-социальному положению человека относится занимаемое им место в большой группе людей, выделяемой на основании определенных категорий (пол, нация, религия, профессия, место проживания и т.д.). Восприятие качеств и характеристик личности на данном уровне регулируется не самой группой людей и их воздействием, а общемировым положением данной социальной категории в обществе. Именно отсутствием гибкости в данном вопросе и масштабностью восприятия объясняется уничижительное отношение на основании их расы, притеснение прав и свободы на основании половых признаков и религиозных предпочтений.

Преобладающее значение социальных статусов

Зачастую в традиционных социумах предписанные статусы являются определяющими, поскольку дальнейший род деятельности и соответствующее занятие конкретного общественного места зависит от многих факторов, связанных с моментом рождения. Мужчины часто стараются быть похожими на своих отцов, дедов, подражая им и желая перенять их навыки в профессиях, знакомых с самого детства. К тому же по своей природе мужчина – охотник, рыбак и воин. Естественно, в прямом смысле реализовать эту часть мужского предназначения в индустриальных обществах достаточно сложно, но имея свободу в выборе занятий для достижения того или иного положения, перед нынешними «добытчиками» открываются невероятные возможности.

Причины разрыва между поколениями

Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.


()

Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть — приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй – это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.

Человек

– целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду.
Индивид
(от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
Индивидуальность
(от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
Личность
(англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий
«индивид», «индивидуальность», «личность»
может быть выражено формулой:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».

ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ 5.ЗАДАНИЕ 6.ЗАДАНИЕ 7.ЗАДАНИЕ 8.ЗАДАНИЕ 9.ЗАДАНИЕ 10.ЗАДАНИЕ 11.ЗАДАНИЕ 12.Потребности человека

ВИДОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ
ФизиологическиеПища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

ЗАДАНИЕ 13.
ЗАДАНИЕ 14.ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины – мама, жена, а ее вторая роль – успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник — прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

  • Младенчество;
  • Дошкольный возраст;
  • Младший школьный возраст;
  • Подростковый возраст;
  • Юношество;
  • Зрелость;
  • Средний возраст;
  • Пожилой возраст;
  • Старость.


()

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

  • Сын/дочь;
  • Лидер/изгой;
  • Брат/сестра;
  • Домохозяйка/хозяин;
  • Ученик/ученица;
  • Спортсмен/спортсменка;
  • Друг/подруга;
  • Читатель/писатель;
  • Видеоблоггер;
  • Отличник/хорошист/троечник;
  • Юноша/девушка;
  • Призывник (для военкомата);
  • Художник;
  • Музыкант;
  • Танцор.

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Предписанный социальный статус

Современная система общества – это весьма сложное функционирующее образование, институты которого перестают работать в случае невыполнения любой личностью массы обязанностей, обозначенных отношениями в отдельных социальных группах. С целью единогласного согласованного выполнения обязанностей предписанного статуса с самого рождения человек проходит долгий путь подготовки и обучения к исполнению установленных ролей. Начальный этап формирования личности проходит в раннем детстве согласно дополнительным критериям, которые зачастую служат формулой достижения успеха в будущем. Возрастные и половые критерии служат основой для ролевых предписаний в социуме. Следом за ними идут расовая, национальная принадлежность, а также религиозные и классовые градации.

Первым ролевым обучением, которое продолжается в детском периоде, являются некоторые процессы социализации в зависимости от пола. В дальнейшей жизни они окажут огромное влияние на формирование и особенности социального статуса уже состоявшегося взрослого человека. Например, с момента рождения девочкам уготованы розовые распашонки, множество кукол и принцесс. Юных девушек постепенно готовят к взрослой жизни, обучая кулинарным хитростям и секретам поддержания домашнего очага. Маленьких леди не принято растить в мальчишеском стиле. И хотя такой тип воспитания иногда можно встретить, преимущественно его считают дурным тоном.

Что такое статус?

По определению, социальным статусом считается положение, занимаемое человеком (или социальной группой) в обществе

На бытовом уровне социальный статус считается важной частью самоопределения человека. Представление о положении в обществе на некоторых этапах развития личности помогает ставить цели и обозначать необходимый для их достижения круг задач

Философская энциклопедия трактует статус как позицию человека в общественной системе. Позиция определяется по системе экономических, профессиональных и этических признаков. В зависимости от того, наследуется ли признак (как, например, пол, раса) или приобретается в ходе жизни (например, профессиональный опыт, личные достижения), выделяют предписанный и достигаемый статусы. Соответственно, предписанные статусы человек получает по факту рождения – принадлежность к определенному полу, национальности, расе, заданным биологически помимо человеческой воли и сознания. Достигаемые же статусы приобретаются человеком благодаря определенным усилиям – квалификация, образование, должность и т.п. Считается, что, чем свободнее общество, тем более важную роль играют достигаемые статусы, и менее важную – предписанные.

Положение в обществе тесно связано с социальной ролью, другими словами, с работой, выполняемой на благо людей. Стоит отметить, что понятие статуса и указанные выше признаки постоянно меняются.

Так, статус войскового офицера русской императорской армии век назад связывался с доходами выше среднего, всесторонним образованием по стандартам строже мировых и жестким кодексом чести. К середине 1980-х значительная часть офицеров армии СССР служила вдали от крупных городов, но обеспечивалась жильем. Размер жалования зависел от рода войск и места службы, однако доход был значительно выше среднего. Образование по-прежнему считалось лучшим. Кодекс чести хоть и соблюдался, но считался пережитком.

Сейчас войсковые офицеры материально обеспечены на среднем уровне, а местами и ниже. Образование на среднем уровне, а пресловутый кодекс чести восстанавливается.

Российские ветеринары, 100 лет назад входившие в элиту наравне с офицерами, сейчас на полном самообеспечении. Но так было далеко не всегда. Так, в начале прошлого века российские ветеринары при поступлении на государственную должность получали жилье и средства на самостоятельное оборудование лечебницы. Предварительно они обучались в лучших высших учебных заведениях и получали моральную закалку. Ведь работать приходилось буквально «у черта на куличках». После первой Мировой войны ветеринаров приходилось искать по всей стране. Специалистов не хватало настолько, что началась животноводческая катастрофа, и в конце 1920-х гг. ветеринарную службу передали в НКВД. Ветврачам присвоили офицерские звания, обеспечили соответствующим жалованием и даже пайками. Уровень образования упал.

К середине прошлого века уровень официальных доходов ветеринаров снизился, образование — тоже. Осталась только моральная закалка. В последнее время уровень образования ветеринаров поднимается, но неравномерно. Моральная закалка почти исчезла, а официальные доходы ниже среднего.

С подобной ситуацией сталкиваются представители других специальностей. Так, инженеры век назад были далеки от государственной элиты. Они получали разнообразное образование, определявшее уровень доходов. И, увы, были лишены как этической общности, так и понятия цехового кодекса. Поэтому одни подняли в воздух крупнейший по тем временам самолет «Илья Муромец», а другие ломали голову над повышением эффективности прессов для выдавливания масла. С оплатой, соответствующей задаче.

Поставленная перед представителями профессии социальная или трудовая задача в итоге определяет престиж. Он выступает одним из основных критериев социального статуса.

Однако статус не ограничивается всем выше перечисленным

Человеку важно проявлять положение в обществе не только в ближнем окружении. Поскольку люди – существа в том числе общественные, то проявления статуса нацелены прежде всего наружу, на других членов общества

Чтобы они оценили.

Понятие социального статуса

Социальный статус – это положение, которое человек занимает в иерархической структуре общества, и показатель его способности влиять на окружение.
Статус базируется на следующих факторах:

  • происхождение и родственные связи;
  • пол;
  • образование;
  • профессия, род занятий;
  • политические взгляды;
  • уровень обеспеченности;
  • демографические особенности;
  • сфера увлечений;
  • принадлежность к определённым социальным группам;
  • поведение.

Среди статусов человека один всегда ведущий – первостепенный для него самого или выделяемый окружающими. Чаще всего он связан с профессией, убеждениями или родом занятий.
Внимание!

Статус человека существует только в процессе сравнения его положения в социуме с положениями других через систему прав и обязанностей. Можно охарактеризовать индивида, перечислив несколько его статусов и представив его статусный набор: например, москвичка, студентка, православная, мастер спорта.

Виды статусов

Статусы подразделяются на предписанные (полученные при рождении) и достигнутые (полученные благодаря действиям человека).

  1. К первой группе относятся раса, пол, национальность и другие признаки, унаследованные биологически, включая статусы, относящиеся к кровному родству. К ней также можно отнести обретённый статус – титул, полученный при рождении, либо статус, которым человек наделяется при изменении семейного положения, став некровным родственником семьи супруга или супруги.
  2. Ко второй группе относятся образование, должность, профессия, квалификация. В развитых демократических обществах наиболее высок процент достигнутых статусов.

К отдельному социальному статусу относят пенсионеров. Эти лица наделены небольшим весом в обществе. Однако в истории России XXI века есть примеры влияния этой прослойки на власть, когда люди пенсионного возраста вместе заявляли о нарушении своих прав.
Справка:

Статус может быть временным, когда человек выступает в роли зрителя, пассажира, пациента и т.п.
С точки зрения социума статус не является нейтральным понятием, он тесно связан с представлением о престиже — значимости положения конкретной личности. Престиж социальной позиции человека влияет на его социальное положение и проявляется через роли, которые играет индивидуум в социуме.

Иерархия статусов

Статусы в общественной структуре неравны. В общественном сознании индивиды и группы сравниваются по своим статусным признакам и располагаются в иерархическом порядке. Социальный престиж статусов, их иерархия формируются под влиянием следующих факторов:

  • реальной значимости того или иного статуса для общества;
  • системы ценностей, исторически сложившейся в данной культуре.

Типы иерархии:

  • межгрупповая – охватывает различные группы в рамках общества;
  • внутригрупповая – ранжирует индивидов в рамках одной группы.

Позиция статуса в иерархии называется статусным рангом. Он определяет уровень этого статуса – высокий, средний или низкий. Множественность статусов индивида нередко порождает их несовпадение (несоответствие). Оно проявляется в тех случаях, когда человек занимает разные статусные позиции в разных социальных группах и ему приходится выполнять противоречащие друг другу функции, права и обязанности.

Понятию социального статуса родственно понятие социальной роли. Однако между ними имеются существенные различия. Если социальный статус определяет занимаемое человеком место в обществе, то роль характеризует социальные ожидания на основании этого статуса. В ситуациях несовпадения, несоответствия статусов может возникнуть ролевой конфликт.

Социальный статус группы

Существует понятие группового статуса, где не индивид, а группа выступает в качестве социальной единицы. Члены таких ассоциаций добровольно поддерживают коллективные внутренние цели и стандарты и действуют в рамках установленных правил. Для участников существует возможность выделиться внутри самой группы благодаря личным заслугам.
Деятельность одних объединений направлена на сохранение своей самобытности и достижение одобряемого статуса: это религиозные конфессии, профессиональные союзы, национальные диаспоры и некоторые неформальные течения.

Другие комьюнити ориентированы на деятельность вовне, популяризацию. Стремление отдельных личностей повысить статус, добиться своих целей и занять более высокое положение приводит к их объединению с единомышленниками. Это даёт возможность действовать более эффективно и лоббировать свои интересы. Примером могут служить добровольческие, гуманитарные, культурные, творческие и экологические движения.

Примеры из жизни

Люди обладают разными статусами – это легко проиллюстрировать простыми примерами.

Пример 1

Когда ребёнок рождается, у него появляется национальность, гражданство, присваивается неизменный статус сына, дочери, девочки, мальчика. В школьном классе он приобретает положение ученика, в университете — студента. Получив профессию, становится учёным, юристом, экономистом, строителем. Количество достигаемых позиций постоянно увеличивается. Задействовав политические ресурсы, силу воли, опыт человек может взойти наверх социальной лестницы или наоборот, скатиться вниз, снизив уровень приобретённого статуса.

Пример 2

Положение человека определяет его статусный набор. Например, мужчина русской национальности, сорока лет, работающий преподавателем в университете, имеет жену, мать и сына. Кроме этого он является православным христианином и членом редколлегии. Каждый день он вступает в разные связи, выполняет обязанности и защищает права, сохраняющие его положение.

Отношение к нему строится из того, как он играет свою социальную роль и отражается в характеристиках:

  • хороший родитель;
  • отличный семьянин;
  • преданный друг;
  • любящий сын;
  • строгий преподаватель.

Статусный набор человек определяет его положение в обществе

От этих показателей зависит престиж и авторитет человека, но решающее значение для определения места в социуме, чаще всего имеет главный статус — должность.

Истинное положение в обществе

Истинное положение в обществе достигается за счет качеств и достижений человека. Такой человек действительно стремился и прикладывал усилия к высокому положению в обществе. Он пришел к цели за счет своих достоинств, талантов, достижений и труда. Иногда высокое положение в обществе занимают люди, которые прилагали к нему минимальные усилия. Например, высокий пост достался им по-наследству и в других случаях, когда статус человека был предопределен, а его личностные качества не имели значения. Тем не менее даже в таком случае человек сможет наслаждаться преимуществами, которые даст ему пост.

Существуют также ситуации, при которых человек занимает определенную должность, например, является руководителем известной компании, однако не имеет безоговорочного общественного признания и влияния. Его распоряжения и приказы вызывают у подчиненных внутреннее противоречие и несогласие, а потому выполняются ими не в полной мере.

Напротив, неформальный лидер в таком коллективе, за счет всеобщего уважения и авторитета, способен убедить сотрудников выполнять те или иные задачи. При этом окружающие будут одобрять его действия, соглашаться с ним, несмотря на отсутствие служебных обязательств. Такой лидер имеет влияние на окружение и пользуется привилегиями в обществе независимо от своего служебного статуса.

Что такое статусная несовместимость

Статусная несовместимость – разное положение индивида в социальных группах. В одном обществе он находится на хорошем счету, занимая высокие позиции, пользуется уважением и властью. Среди членов другой социальной группы он располагается на низшей ступени иерархии. Примером служит банкир, социальное положение которого обязывает руководить тысячами подчиненных. Они уважают его, ценят и даже боятся. Дома же жена всячески его унижает, не опирается на его мнение. Подобное отношение складывается и у детей в сторону отца.

Неуважение супруги

Дополнительная информация. Если человек завис в промежуточном положении, возникает предпосылка для развития маргинальности. Это происходит, когда индивид условно находится в определенной группе, но не принимает ее ценности, существует на грани. Или он вышел из одного общества, отказавшись подчиняться его порядкам, а подходящее так и не выбрал. Он живет, опираясь на собственные нормы и правила, пытаясь совместить их со сложившимся укладом социума. Такое положение чревато развитием психических расстройств.

Люмпены – еще один тип людей, безуспешно покинувших социальную группу. Они потеряли свое положение и не обрели новое, оказавшись за бортом жизни. Это люди, находящиеся вне классов и слоев общества.

Статусная несовместимость часто возникает при попытке человека продвинуться вверх по иерархии, созданной в обществе. Он отрывается от друзей, меняет круг общения, но необязательно его принимают и ценят, несмотря на достижения в профессии. Человек растет по карьерной лестнице, при этом коллектив не испытывает к нему уважения, а всячески презирает. Он раздражается, мучается от этого, ругается с женой. Супруга, в свою очередь, также может изменить отношение к партнеру, опираясь на его поведение: начинает его избегать, игнорирует замечания, проявляет меньше внимания. Так, высокий статус, обеспеченный занимаемой должностью, сочетается с низким положением в коллективе и в роли мужа.

При статусной несовместимости индивид не пользуется правами, данными ему в одном обществе, находясь в другой социальной группе. Они вступают в противоречие. Депутаты, призванные представлять интересы народа, не могут заниматься бизнесом, извлекая прибыль. Или краткий пример, когда женщина желает совмещать работу и материнство и не может проявить себя одинаково хорошо в обеих ролях. Стереотипное мнение навязывает ей образ домохозяйки, с чем она пытается бороться. Она становится успешным работником за счет времени, отнятого у семьи. Соответственно, дети и муж испытывают нехватку во внимании и заботе, видя по вечерам уставшую и замученную маму и жену. Возложенные обязанности не удается выполнять на должном уровне в обеих сферах. Повышение статуса в профессии ведет к ущемлению домашних обязанностей, на которые остается слишком мало времени и сил, ведь приходиться все чаще и больше бывать на работе.

Уставшая мама

Несовместимым считается, когда человек не оправдывает ожидания, возложенные на него обществом. Например, вратарь замечен за распитием алкогольных напитков и курением. Спортсмена воспринимают как человека, ведущего здоровый образ жизни, который не подведет и живет тренировками.

Обратите внимание! Несовместимость статусов заставляет индивида страдать. Он чувствует себя ущемленным, неспособным до конца самореализоваться

Испытывает разочарование в собственной жизни, обвиняя в этом себя или окружение.

Состояние несоответствия и неопределенности ведет к депрессивным мыслям и социальному напряжению, способному перерасти в масштабный конфликт. Подобные проблемы затрагивает психология, нацеленная устранить противоречия, внутриличностные и межличностные конфликты.

Что такое социальная роль

Под социальной ролью имеют в виду ожидания от человека, ряд действий, которые он должен предпринимать для соответствия своему положению в обществе. Отличие социального статуса человека от его социальной роли заключается в его деятельности, поведении, поступках.
От каждого члена общества требуется соответствие его роли, или модели поведения. Это обеспечивает комфортный уровень доверия, упорядоченности и предсказуемости в отношениях между людьми. Человек должен играть свою роль и выполнять связанные с ней обязанности добросовестно.

За рамки статусного образа выходить непозволительно, чтобы не уронить репутацию в глазах общества или определённого круга. Таким образом, человек невольно становится заложником собственной социальной роли.

Исполнение ролей имеет субъективную окраску и варьируется в зависимости от личных качеств индивида. Те же руководители бывают и демократичными, и авторитарными, и непоследовательными, и фанатичными формалистами. Должностные лица, сотрудники силовых ведомств и врачи — как порядочными, так и нечистыми на руку.

И даже родители воспитывают детей по-разному: от гиперопеки до полной вседозволенности. А искусство знает примеры различного воплощения одного и того же персонажа разными актёрами, художниками или писателями с помощью совершенно разных выразительных приёмов.

Важно!

Социальная роль человека в течение жизни может неоднократно меняться в сторону как повышения, так и понижения статуса. Этому способствуют возрастные изменения, удача, упорный труд, стечение обстоятельств, профессиональный рост, перемена вида деятельности, события личной жизни, утрата здоровья и трудоспособности, социальные процессы и так далее.
Встречается и такое явление, как статусная несовместимость. Это происходит, когда в разных социальных группах человек имеет разный статус и выступает в разных социальных ролях. Например, в обществе единомышленников он авторитетная личность, а на работе или в семье не встречает уважения.
Некоторые, разочаровавшись в идеях, принятых в своём кругу, покидают его, но не могут найти новую среду или находятся на грани разрыва с прежним окружением. В результате его образ жизни становится всё более маргинальным: человек живёт, опираясь на собственный кодекс и ценности, но при этом чувствует несовместимость своих идей с укладом общества. Это часто приводит к расстройству психики. Крайний случай маргинализации – превращение человека в люмпена, бродягу, деклассированный элемент.

Подобное же происходит, когда кто-то, желая подняться по социальной лестнице, оказывается словно изолированным от нового коллектива – среди этой публики он чужой, неуместный, несмотря на свой профессионализм. Следом обычно ухудшаются и его отношения с близкими.

Ещё один классический пример статусной несовместимости – когда молодая мать пытается строить карьеру, обделяя вниманием самых родных людей. В первую очередь от этого страдает ребёнок и эмоциональные отношения с мужем, что ухудшает моральный и психологический климат в семье.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]