Что такое координация?
Термин координация образован от латинского «coordinatio», что переводится, как «взаимное упорядочивание». Процесс координирования представляет собой согласование мышц организма, направленное на наилучшее исполнение поставленной задачи. По мере развития двигательных навыков, улучшается координация, формируется инертность органов, находящихся в постоянной или промежуточной работе.
Когда человек постоянно находится в движении, системно повторяет определенные движения и упражнения, усложняет нагрузки, разучивает что-то новое, то при этом совершенствуются двигательные навыки и задействуются двигательные центры головного мозга, а также устанавливается устойчивая связь между мозгом и органами. Координация в физкультуре – это возможность соотносить собственные действия, их упорядочивать и согласовать.
Головной мозг отправляет импульсы по сети нервов, а органы под их воздействием выполняют те или иные движения.
Подобное согласование присутствует не у каждого человека. Некоторые взрослые люди, дети младшего возраста иногда двигаются неуклюже, нескладно жестикулируют, их походка непривлекательна, они неустойчивы на земле, имеют проблемы с вестибулярным аппаратом. Поэтому над координацией необходимо работать систематически. Для этого помимо спортивных тренировок будет полезным улучшать индивидуальный эмоциональный фон, упражняться во внимании.
Эффективные занятия для развития координации
Существует множество методик тренировок на координацию и развитие вестибулярного аппарата.
Для начала работы достаточно нескольких простейших упражнений:
- Правая рука выполняет движение пилки, то есть «назад-вперед», а левая проделывает движение топора, что значит «вверх-вниз». В некоторый момент требуется поменять порядок движения: вторая рука должна выполнять действия первой, а первая, соответственно, второй.
- Руки подняты вверх. Левая изображает круг вперед, правая круг назад. Затем конечности совершают движения в обратном направлении.
- Можно устроить проверку своей координации, проделав лёгкое упражнение: протянуть любую руку при раскрытой ладони. Далее нужно прижать к ладони мизинец, другие пальцы при этом должны находиться в развернутом состоянии.
- Требуется совершать вращательные движения рукой влево, и в то же время ногой описывать круг в обратную сторону. Придя к положительному результату, следует постараться это же самое осуществить двумя руками и ногами, расположившись сидя на какой-либо поверхности.
Возрастные особенности координирования
Способности координировать свои движения находятся в прямой зависимости от возрастных возможностей человека:
Возраст (лет) | Состояние показателей |
5 | Неудовлетворительное (за исключением детей, занятых спортом и музыкой). |
8 | Характерна неустойчивые скорость и ритмика двигательной активности. |
14 | Проявляется темп и четкость в деятельности всех групп мышц в связи с завершением формирования всей функциональной системы организма. |
15 | Наблюдается некоторое снижение активности. |
17 | Возраст оптимального развития. Организм готов к продуктивной работе, тренировкам и получению навыков. |
Со временем автоматически гармонизируются все движения, и мышцы согласуются между собой, функционируя сбалансировано и эффективно. Во время уроков физической культуры школьники получают знания по легкой атлетике, гимнастике, участвуют в спортивных играх и получают первичные навыки работы на спортивных снарядах. Без хорошей координации нельзя ожидать успеха в каких-либо упражнениях.
Поэтому учебный процесс направлен на развитие согласования работы мышц с желаниями обучающихся. Самый благоприятный период для работы над координацией в младших классах. Обусловлено это особенностью человеческой психики для детского периода развития. Ребенок в состоянии воспринять и осознать что-либо только увидев и проделав определенный набор движений. В этом заключается наглядно-действенный тип мышления, характерный для детского возраста.
Координационные способности
Основными показателями координационных способностей являются:
- быстрота реакций;
- ловкость;
- равновесие;
- ориентация в пространстве.
Для правильной тренировки вестибулярного аппарата многое значат занятия, предусматривающие элементы акробатики и гимнастики. При этих занятиях увеличивать нагрузки и скорость выполнения упражнений необходимо постепенно. Упражнения должны быть разнообразными, темп со временем нужно повышать. В таком типе занятий ориентирование в пространстве развивается легко, потому что в этом случае задействованы и визуальные ощущения, и мышечная активность.
Такие упражнения проводятся совместно с пояснениями и наставлениями преподавателя. Движение рук и ног происходит: по очереди, синхронно, последовательно. Проще всего координировать движения, когда они производятся синхронно и в одном направлении. Более сложно выполнять поочередные упражнения. Наиболее трудные движения в разном направлении и разноименные. В занятиях для ног и рук нужно принимать во внимание увеличение сложности.
Помимо всего, требуется делать упражнения, где отдельно работают руки или ноги, или тело, а потом добавлять упражнения, соединяющие движение тела, рук и ног.
В координировании и удерживании интереса обучающихся к занятиям требуется всегда что-то новое. При проделывании упражнений нужно использовать оригинальные исходные положения, разноименные движения, зеркальные действия, смену ритмики. Поначалу при изучении ориентирования в пространстве смена положения частей тела осуществляется при зрительном контроле.
Затем возможно доступно обозначать всевозможные направления движения при помощи слов (относительно частей тела). Координация в физкультуре — это также ловкость, которая представляет собой способность в кратчайшие сроки переделывать двигательную активность в условиях изменяющейся неожиданной обстановки. При таких занятиях особые требования к умению сосредотачиваться, ко вниманию; необходима достаточная скорость реакций.
Координация в физкультуре — комплекс разминочных упражнений.
Из общих упражнений наиболее полезны для ловкости следующие тренировки:
- Быстрая перемена позы. К примеру, из лежачего на спине положения необходимо сесть и расправить ноги, затем согнуть в колене правую ногу, потом левую; потом снова вытянуть ноги и лечь в исходную позицию.
- Требуют слаженных действий трех или более человек. К примеру, передача предмета в колонне.
- Несомненным преимуществом в данном плане обладают игровые виды спорта.
Развитие координационных навыков и способностей предусматривает также работу над равновесием. Оно тем более сложно, чем меньше имеется пространства для опоры. Равновесие всегда соотносится с инерцией от предыдущего движения, поскольку в дальнейшем идет мгновенный переход в статику. К примеру, совершая некоторое количество вращений, сложно остаться в равновесии, еще сложнее в завершении сохранить неподвижность.
Для равновесия полезны упражнения:
- Повороты на 360 градусов в одну и другую сторону.
- Поднятие на носки, когда ступни ног размещены вместе. Также эффективны приседания в позе на носках с выпрямленной спиной.
- Одна нога зафиксирована на месте и служит опорой, а вторая отводится вперед, в сторону, назад. Упражнение выполнять поочередно.
- Поднятие ноги, опираясь на вторую. Потом следует повторение, закрыв глаза. В заключении требуется задержаться на 3-4 сек. на одной опорной ноге.
Понятие координации движений,способы и средства их развития
Реферат
На тему: Понятие координации, способы и средства развития
Ученик Севастопольской гимназии №10
Снопик Анатолий
Введение
Слово «координация» означает «согласование». Когда говорят о координации движений, имеют в виду согласованность в работе мышц разных групп, направленную на достижение определенного двигательного эффекта, конкретной цели. Прежде всего, это точность, соразмерность, способность правильно дозировать силу, направленность, скорость, расстояние движений. Так, шофер, тормозя машину, координирует силу нажатия на тормоз и действия рулевого управления со скоростью движения, состоянием дороги, массой машины; плотник также соизмеряет силу нажатия на рубанок и скорость его движения с изменяющимся мускульным ощущением сопротивления древесины; кузнец соотносит силу удара молота со степенью нагрева поковки, определяя ее по цвету раскаленного металла.
В процессе координации движений всегда согласуется работа мышечных движений и тех или иных органов чувств.
Координация движений имеет важное значение для многих видов трудовой деятельности. Однако надо иметь в виду, что координация движений — это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. Кроме того, координация имеет как общие, так и специфические для разных движений особенности. Поэтому, выявляя в ходе приведенных далее заданий на координацию движений руки свои особенности, помните, что нельзя по показателям одной способности судить об эффекте в целом.
Эффективность деятельности определяется многими факторами, и не только двигательными, но и знаниями,- умениями, навыками и др.
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. При хорошей координированности отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, чётко. Координация движений помогает справиться с двигательной задачей правильно. Координация требуется там, где возникшая перед нами двигательная задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно, правильно решить эту задачу. Что значит правильно выполненное движение? Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу.
1. Как можно улучшить координацию движений
Развивать качества, связанные с координацией движений, можно разными путями и средствами. Назовем основные из них.
Совершенствование различных компонентов двигательной координации: улучшение точности мышечных усилий, повышение скорости реакции — двигательной памяти, согласованности действий, происходит в процессе систематических занятий разными видами спорта.
Развивать такое важное качество, как координированность движений, можно в ходе специально организованных занятий. Разработана система специальных физических упражнений, направленных на отработку точных движений рук, повышение мышечно-суставной чувствительности — качеств, способствующих быстрому овладению трудовыми навыками чертежника, сборщика радиоаппаратуры, хирурга и других специалистов.
Ниже даны примеры таких упражнений для совершенствования координации движений обеих рук.
Хорошо развивается координация движений в процессе освоения игры на различных музыкальных инструментах, требующих определенной ловкости рук (пианино, баян и т. п.), а также в процессе лепки, рисования, вязания.
Полное развитие координации движений происходит только после 13—14 лет.
2. Комплекс упражнений для развития координации движений
Упражнения на координацию:
Кувырки вперёд
Выполнение: следить за плотной группировкой.
Задача: разминка, координация движений.
Кувырок вперёд с прыжком вверх
Выполнение: во время прыжка полностью разогнуть ноги, руки прямые – расстояние между ладонями 15-10 см.
Задача: координация движений с динамической нагрузкой.
Все кувырки необходимо выполнять на специальных матах. При этом требуется убрать все лишние предметы, о которые можно удариться.
Кувырок вперёд с прыжком вверх (с поворотом на 180 градусов) – кувырок назад с прыжком вверх ( с поворотом на 180 градусов).
Задача: координация с динамическими движениями, постановка поворота из положения стоя.
Кувырки назад
Выполнение: быстрый упор рук под плечи, можно делать не группируясь.
Задача: координация движений при движении назад.
Общеобразовательные упражнения
1. Комплекс упражнений для развития координации движений, который можно использовать в качестве разминочного для последующих более ресурсоемких упражнений. Также эти упражнения можно использовать для ежедневной утренней зарядки.
Эти упражнения необходимо выполнять в начале тренировки с целью разогрева мышц и суставов конечностей для осуществления более трудных динамических упражнений. Для увеличения координационного эффекта можно на время выполнения упражнений закрыть глаза.
В развитии координации также важны и некоторые другие принципы:
Отсутствие вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем;
Регулярные спортивные занятия (командные виды спорта, бодибилдинг и фитнес, легкая атлетика, единоборства и борьба, лыжи, коньки).
Регулярный ночной сон (7-9 часов в сутки);
Регулярное, рациональное питание (3-5 раз в день).
1. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой — горизонтальные. Упражнения выполняйте на два счета.
2. Вытянутой правой рукой делайте круговые движения, левой — вертикальные взмахи вверх-вниз на два счета.
3. Вытянутой правой рукой делайте вращательные движения, левой вычерчивайте равнобедренный треугольник. Выполняйте на три счета.
4. Руки на уровне груди согнуты в локтях ладонями вниз. Одну руку поворачивайте по часовой стрелке, чуть разгибаясь в локтевом суставе, другую — против часовой стрелки.
5. Правая рука на голове, согнутая левая ладонью повернута к животу, правой рукой делайте движения вверх-вниз, левой — круговые во фронтальной плоскости около живота.
И ещё несколько простых упражнений
Стоя на одной ноге в течение одной минуты, нужно сохранять равновесие. Руки лучше развести в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. При совершенствовании навыка координации можно закрывать глаза.
Упражнение с мячом. Стоя напротив стены или двери на одной ноге, нужно кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит от поверхности. Смотреть нужно только на мяч, чтобы тело получало навык удерживать равновесие.
Прыжки. Стоя на одной ноге, нужно подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Упражнение выполняется в течение нескольких минут
3. Координационные способности
Координационные способности – неотъемлемый атрибут нашей обыденной и спортивной жизни. При недостаточном развитии координационных способностей формируются неправильные элементы жизненно необходимых для человека движений, которыми он пользуется в разнообразной деятельности — бега, прыжков, лазанья, метания. Так, при недостаточно развитой координации не получится широкий замах, сильный толчок снаряда, высокая траектория его полёта, позволяющая добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведёт к привычке бегать на полусогнутых ногах, не используя при этом энергичного отталкивания, и затруднит овладение хорошей скоростью бега; без хорошей координации не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по её краям деревья. Способность правильно координировать свои движения – залог того, что будет верно выполнять все предложенные ему движения. А от того, как правильно выполняются упражнения зависит и степень нагрузки на какую-либо часть тела, и точность исполнения, и развитие всего организма в целом.
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственно поставленной задаче.
Развитые координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
Это комплекс следующего уровня сложности, включающий и упражнения для развития координации, и общефизические упражнения для развития гибкости.
Каждое упражнение повторяйте в максимальном темпе 10-30 раз, в зависимости от тонуса организма. Попеременные подъемы коленей, наклоны вперед и назад, и другие упражнения можно попробовать выполнять с закрытыми глазами.
Благоприятное воздействие на координацию оказывают упражнения с гимнастическими мячами различных размеров и веса. Вес мяча подбирается индивидуально, чтобы тренирующийся не затрачивал чрезмерных усилий при выполнении упражнения. Упражнения на координацию выполняются как в плавном темпе, с акцентом на растяжку, так и в динамичном – различные броски и пасы партнеру.
Также можно осуществлять упражнения с закрытыми глазами: касание различных точек лица и тела определенными пальцами.
координация движение мышца
Вывод
При осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсмены значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями.
Высокая степень развития координационных способностей оказывает положительное влияние на овладение новыми двигательными навыками. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем физического развития и уровнем развития координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений.
Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, а также на её дальнейшую стабилизацию.
Основной показатель координации
Следует понимать, какими показателями измеряется координация:
- точность движения;
- разнообразие и сложность движения;
- время;
- точность реагирования на предмет, находящийся в движении;
- ритмичность;
- умение поддерживать равновесие;
- способность к пространственной ориентации;
- рациональность действия (целесообразность и экономичность);
- меткость.
Эти показатели отрабатываются на занятиях по физкультуре. Однако, главным и наиболее комплексным показателем в оценке координации следует считать умения и навыки к быстрой перестройке всей двигательной программы. Для анализа индивидуальных координационных способностей необходимо наблюдать человека в течение 2-3 лет.
Можно с детского возраста предугадать прогноз развития координации в дальнейшем. Благоприятное время для прогнозирования развития координации в категории «телесная ловкость» (гимнастика) 6-7 лет. Категория «предметная ловкость» (игры спортивные) 11-12 лет.
Как развить координацию движений?
Координацию можно развить тренировками. Существуют разные методы развития координации движений. Самый базовый метод – это многократное повторение движений. Еще одним способом является выполнение движений с низкой скоростью и с минимальной нагрузкой.
Координацию также можно развивать путем добавлений новых движений, которые будут непривычными для человека. В тренировочном процессе сложность координационных упражнений следует постепенно увеличивать. Повышать требования к точности и согласованности мышления.
Высокая эффективность тренинга обеспечивается быстрой сменой положения, например, ускорение (бег) с положения стоя на коленях, или такое упражнение, как «head to head», активно применяющееся в американском футболе, в котором два атлета ложатся на землю голова к голове к линии разграничения, после чего тренер внезапно бросает мяч одному из них, и спортсмен, завладевший мячом, должен как можно быстрее пересечь линию. Для этого ему нужно поймать мяч не глядя, без фиксации внимания и взгляда на мяче, сменить положение лежа на вертикальное и, минуя оппонента, пересечь линию. На самом деле, выполняется это упражнение молниеносно.
Еще одним методом развития координации является изменение скорости движения или темпа. Для этого нужно ввести в тренировочный процесс ритмические комбинации. Еще один отличный пример – это прохождение маршрутов ресиверов принимающих в американском футболе, для которых характерны мгновенные остановки, смена направления движения и ускорения.
Также смена способов выполнения упражнений может помочь в развитии координации движений. Например, прыжки на скакалке не на двух ногах, а на одной. Броски мяча в горизонтальном положении и многое другое. Также весьма эффективный способ развить координацию – это занятие с инвентарем неэргономической формы, например, выпады с сэндбэгом вместо гантелей, или приседание на балансировочной платформе. Выполнение упражнений с партнером или несколькими участниками тоже развивает координацию. В паре можно выполнять прыжки, повороты, наклоны, приседы и подъемы.
Методы развития координирования
Координация в физкультуре — это возможности, представляющие собой готовность к оптимальному регулированию движения.
Методами развития координирования значатся:
- вариативное упражнение;
- игра;
- соревнование.
На занятиях по физической культуре для работы над координацией наиболее действенны игровые методики. Соревновательный дух побуждает к приложению больших стараний для достижения цели. Самым эффективным способом являются коллективные спортивные игры. Они способствуют отработке соразмерности и четкости проделываемых движений. При таких занятиях формируются навыки скорых движений при изменяющихся обстоятельствах.
Важно также проведение эстафет, так как они организуются при определенных временных рамках. Особенно эффективны подобные мероприятия с использованием баскетбольных мячей.
Работа над вестибулярным аппаратом является исключительно значимым фактором для общего развития, а также совершенствования способности к ориентации в пространстве. Она представляет собой базу для изучения новых пространственных навыков движения.
Главные методы исследования способностей координации: тестирование и наблюдение. Достижения в координации, как правило, оцениваются с использованием тестов, привязанных к возрастным показателям и состоянию здоровья.
Комплекс упражнений на координацию
Для тренировки координации существует немало упражнений и целых комплексов, разработанных для тренировки различных групп.
Простейшим комплексом для работы с подростками и группами пенсионеров может являться следующий:
Комплекс упражнений для улучшения координационных способностей | |||
№ | Упражнение | Доза | Рекомендации |
1 | Подбрасывание мяча | 5-6 мин. | — |
2 | Несколько шагов, кувырок вперед | 4 раза | — |
3 | Метание мяча в цель | 15 раз | С каждым разом увеличивать расстояние к обозначенной цели. |
4 | Прыжки с разворотом | 3 мин. | 180° или 360° |
Виды координации
Координация представляет собой врожденную способность. Её, как и все остальные, необходимо развивать и совершенствовать. Она синхронизирует движения, при плохо развитой координации будет затруднительно вести нормальную жизнь. Следует отметить, эта человеческая способность при старении более других ухудшает свои показатели.
При отсутствии координации невозможно движение мышц. Она получает развитие при почти каждом виде спорта. Врожденную природную способность можно улучшить в каждом возрасте.
Координирование бывает:
- Межмышечное: взаимосвязь мышц, участвующих в совершении движения (интенсивность и упорядоченность мышечных сокращений).
- Внутримышечное: мышцы и их нервные импульсы.
Тренировка внутримышечной координации
Если межмышечную координацию можно назвать отработкой техники движения, то внутримышечную соотносят с более обширным понятием общей физ.подготовки спортсмена. Поэтому, целью тренинга, направленного на развитие этого типа координации выступает развитие силового потенциала до максимального. Зачастую, программа тренировки внутримышечной координации составлена таким образом, чтобы повышение силы происходило без набора мышечной массы. Преимущественно, перед спортсменом ставится задача выполнения упражнений на высокой скорости за короткое время, что стимулирует нервно — мышечную систему. Благодаря этому, происходит наиболее быстрая активизация максимального числа моторно — двигательных единиц, то есть движения выполняются с максимальной частотой. Достигнуть подобного эффекта помогут :
— эксцентрические силовые упражнения, от которых мыщца начинает удлиняться под воздействием нагрузки, при условии соблюдения субмаксимального напряжения. Хорошо подойдут спрыгивания, выполнение упражнений сразу двумя руками или ногами в фазе сокращения, или одной из рук/ног в фазе растягивания мышцы. Выполнять их следует в быстром темпе, с интенсивностью от 120 до 150%, в 3-5 подходов с 2-5ю повторениями и трёхминутной паузой.
— концентрические силовые упражнения применяют для прогресса координации движений
, при которых мышца сокращается, с соблюдением максимального напряжения. Можно задействовать в тренинге : ациклические вариации прыжков, упражнения при взаимодействии с компаньоном, берущим часть нагрузки на себя в момент эксцентрической фазы движения. Упражнения выполняются со 100% интенсивностью, в максимальном темпе, с 5 подходами по 1-2 повторения и паузой в 3 минуты.
— развитие реактивной силы, при помощи циклических и ациклических прыжков, во взрывном темпе, с интенсивностью от 120 до 150%, в 2-3 или 3-5 подходов, с 6-10 повторениями и перерывом в три минуты.
Разумеется, оптимальным вариантом развития координации будут занятия таким видом спорта, который активизирует сразу два вида координации :внутримышечной и межмышечной, например, кроссфитом. Главное — не давайте мышцам адаптироваться, этого легко добиться придумывая всё новые вариации общеизвестных упражнений.
Не пропусти интересные новости и события в телеграм-канале: https://tlgg.ru/fitbarnews
Факторы, влияющие на координирование движений
Двигательные функции нуждаются во многих качествах, которые приобретаются тренировками. День за днем выполняя упражнения, достигается уровень мастерства, увеличивается быстрота и сила.
Факторы, от которых зависит координации:
- адекватный анализ движения;
- трудность двигательного упражнения;
- уровень иных физических возможностей;
- храбрость;
- возраст;
- общая подготовленность и другое.
К координированию также относится чувство времени, восприятие пространства где есть ритмичность и некий темп, которые могут меняться. В ее основе лежит, в свою очередь, способность удерживать внимание, сосредотачиваться, концентрироваться. Для развитой координации требуется сообразительность, находчивость, собранность.
Кому необходимо развивать координацию движений
Кроме спортсменов, этот навык или способность нужен абсолютно всем, ведь от нее зависит осуществление всех движений человека. Как говорилось в начале статьи, координация движений – важный навык, который должен быть развит в достаточной степени у всех, но некоторые люди нуждаются в превосходном уровне этой двигательной функции. Например, танцорам без развитой координации просто ничего не светит. Атлетам любых видов единоборств, легкой атлетики, всех игровых видов спорта, даже в автоспорте координация играет важную роль. Кстати, работа вестибулярного аппарата тоже является одной из составляющих координации. Парусный спорт – это то ремесло, в котором координация порой возглавляет человеческие способности.
Рекомендации по развитию координирования
Развитие координирования производится в следующих направлениях:
- Выполнение разных упражнений, где присутствует новизна их воспроизведения от занятия к занятию.
- Повышение сложности поставленных задач, работа над точностью.
- Развитие равновесия.
- Тренировка вестибулярных функций.
Методические рекомендации: скорая перемена положений (встать, сесть); оригинальность и неожиданность положения (бег из сидячего положения); изменение быстроты с переменой порядка последовательности; использование в тренировках предметов разного веса, объема.
Практические советы:
- При работе с детьми младшего возраста следует начинать со статических упражнений, развивающих одновременно ориентацию в пространстве, равновесие и визуальную оценку собственных действий.
- Системный подход к периодичности тренировок, поскольку при длительных перерывах наблюдается снижение двигательной активности.
- При организации занятий максимально разнообразить набор упражнений и игр.
- Создание максимально доброжелательной обстановки в группе.
Средства развития координирования
Главными средствами тренировки координирования являются новизна и трудность исполнения. Сложность повышается с помощью, например, сокращения времени, увеличения дистанций, утяжеления веса предметов и так далее. Занятия по координированию перестают быть эффективными, когда их выполнение становится автоматическим. Потом их ценность пропадает, как каждое, изученное в полной мере и проделываемое в одних и тех же условиях, не способствует развитию.
Вдобавок необходимо работать над другими двигательными способностями помимо координации. Координационная способность индивида имеет значимое место при регулировании движений. Она способствует согласованию и контролю различных двигательных активностей в зависимости от поставленных задач.
Человеку необходимо взаимодействовать с внешней средой, требуется прогнозировать возможные ее преобразования, предвидеть будущие события; и на основе этого создавать собственную модель действий, ориентированную на достижение поставленных целей.
Совершенствование двигательных функций составляет основную задачу занятий физкультурой. Эта задача естественным образом подразумевает развитие координации во всех ее видах. В первую очередь тренировки необходимы детям и людям старшего поколения. Работа с остальными группами в этом плане зависит от профессиональной ориентации последних.