Любому родителю трудно себе представить, что его ребенок может быть подвержен какому-либо психическому заболеванию. Однако, к сожалению в последнее время все чаще и чаще диагностируется такая болезнь, как шизофрения у подростков.
На начальном этапе развития очень трудно установить правильный диагноз, поэтому она быстро прогрессирует. И это, действительно, пугает.
Вот далеко не полный список вопросов, которые волнуют родителей, заметивших в поведении своего ребенка нечто странное:
- Какая причина развития психических нарушений у детей?
- Что нужно знать о первых признаках подростковой шизофрении?
- Как распознать психическое отклонение в переменчивом поведении ребенка?
- Как правильно диагностировать и лечить это заболевание?
- Можно ли избавиться от шизофрении навсегда?
- Есть ли вероятность, что вместе с переходным возрастом пройдет и расстройство психики?
Ответы на эти вопросы есть.
Причины
Точная причина развития шизофрении в подростковом возрасте доподлинно неизвестна. Однако уверенно можно сказать, что существуют факторы, оказывающие непосредственное влияние на формирование заболевания. К ним относятся:
- наследственная предрасположенность;
- стрессовые ситуации;
- сложные семейные взаимоотношения;
- компьютерная зависимость;
- употребление наркотических средств;
- курение, детский алкоголизм.
Путем многолетних исследований доказано, что ребенок подросткового возраста имеет в два раза больше шансов заболеть шизофренией, если этот недуг был ранее обнаружен у кого-то из его родственников. Вероятность психического расстройства возрастает в разы, если оба родителя страдают шизофренией. Наследственность имеет огромное влияние на формирование личностных черт характера.
Стресс, как известно, может быть причиной многих заболеваний, и шизофрения не исключение. Чрезмерные переживания в сочетании с несформировавшейся психикой подростка ложатся в основу сначала эмоциональных сбоев, а затем и тяжелых психозов. А они уже влекут за собой шизофренические расстройства.
Неспокойная обстановка в семье, конфликты с родителями, юношеский максимализм – все это атрибуты переходного возраста. Они вполне могут стать толчком к развитию заболевания. Подросток, который в течение долгого времени не находит поддержки и понимания, теряет самооценку, замыкается в себе и впадает в депрессивное состояние. Без помощи психотерапевта в такой ситуации не обойтись.
Чрезмерное увлечение компьютерными играми – бич современности. При чем здесь шизофрения? Все просто. Во время игры происходит искажение восприятия реальных событий. Чем сильнее подросток увлечен компьютером, тем тоньше грань между реальным и виртуальным миром. Понимание всех жизненных событий кардинально меняется. Галлюцинации и бред воспринимаются как часть игры, и у ребенка нет желания покидать ее. Родители не видят ничего необычного в том, что он разговаривает сам с собой, однако именно в этот момент нужно начинать бить тревогу.
Наркотики, алкоголь и сигареты сами по себе недопустимые вещи для подростка. Они оказывают негативное влияние на физическое состояние еще неокрепшего детского организма, приводя к общей интоксикации и задержке умственного развития. Но самое страшное заключается в том, что страдают от этого клетки мозга. Не до конца сформированная психика под воздействием наркотических веществ может спровоцировать сбой, влекущий за собой шизофрению и другие тяжелые расстройства сознания.
Проявления заболевания
К сожалению, нет таких симптомов, обнаружив которые можно было бы однозначно сказать, что у подростка развивается шизофрения. Каждый случай индивидуален. Казалось бы, похожие проявления у одного ребенка могут свидетельствовать о серьезном заболевании, тогда как у другого – это всего лишь особенности характера, пробелы в воспитании или просто плохое настроение.
Основные признаки шизофрении бывают трёх типов:
- Негативные. Представляют собой нарушения психики и некоторых функций организма. Определенные эмоции попросту становятся недоступны подростку. Он утрачивает возможность логически мыслить, планировать свои действия, нести ответственность за собственные поступки. Со стороны это может выглядеть как отчужденность, замкнутость или обычная лень. Эти симптомы довольно тяжело выделить и правильно их квалифицировать.
- Позитивные. На самом деле, ничего хорошего, а тем более, позитивного в них нет. Симптомы имеют такое определение, поскольку приобретаются организмом по ходу развития заболевания. К ним относятся галлюцинации и бредовые идеи.
- Когнитивные. Проявляются они сбоем психических функций, апатией и безразличием. Страдает концентрация внимания, возможность запоминать информацию и пользоваться ею. Эти нарушения трудно не заметить при тесном контакте с ребенком.
На начальной стадии подросток воспринимает галлюцинации просто как свою слишком развитую фантазию. Причем они могут быть зрительными или слуховыми, либо сочетаться друг с другом. Лишь со временем ребенок понимает, что с ним что-то не так. Ситуация осложняется тем, что психика еще полностью не сформирована, поэтому невозможно предсказать последствия шизофренических приступов.
В период обострения подросток теряет ощущение реальности. Он растерян и подавлен, отсутствует чувство социального равновесия. Настроение может резко и непредсказуемо меняться, эмоции не всегда соответствуют ситуации. Прогрессирующая шизофрения не дает активно общаться с окружающими – наблюдается аутизация, нелюдимость и апатия.
Замкнувшись в себе, ребенок остается один на один с проблемой. Типичная ситуация начальной стадии шизофрении:
- подросток слышит какие-то голоса у себя в голове;
- иногда ему кажется, что они читают вслух его же мысли;
- его посещают различные видения;
- есть ощущение слежки или преследования.
Но самое страшное заключается в том, что ребенок не может никому об этом рассказать: родители слишком заняты работой или собой, друзья, скорее всего, воспримут такой рассказ, как очередной повод для насмешек и издевательств. Поэтому не остается ничего другого, как в одиночку бороться с собственными страхами.
И только когда симптомы шизофрении выходят из-под контроля, скрывать заболевание становится невозможно. Если это случилось, следует немедленно обратиться к специалисту. Невыявленные психические расстройства в подростковом возрасте могут иметь весьма печальные последствия.
Стоит отметить, что в большинстве случаев шизофрения у подростков искажает эмоциональное восприятие либо развивается дисфункция мышления и восприятия информации. Но, в то же время, как это ни удивительно, болезнь не влияет на интеллектуальные способности. То есть, в поведении ребенка происходят видимые изменения, но если он хорошо учился в школе, то продолжает делать это и дальше.
Симптоматические психозы
6.1. Симптоматические психозы
Имеются в виду преходящие психотические расстройства при общих инфекциях, интоксикациях и неинфекционных соматических заболеваниях. Рудиментарные симптоматические психотические психозы у детей встречаются значительно чаще, чем у взрослых, тогда как развернутые и особенно затяжные симптоматические психозы в детском возрасте относительно редки (Ковалев В.В., 1979). Абортивные симптоматические психозы возникают у детей в основном при лихорадочных состояниях, особенно во время общих инфекций или токсикоинфекций (фебрильные психозы, по E. Kraepelin, 1927).
Психозу предшествует обычно кратковременный продромальный период (до 2–3 дней). В случаях менее выраженного токсикоза и умеренной гипертермии дети дошкольного и младшего школьного возраста могут сообщить о недомогании (им «плохо»), головной боли, неприятных ощущениях в других областях тела. Они теряют свойственную им жизнерадостность, неистощимую активность, становятся капризными, плаксивыми, отказываются от еды, теряют интерес к игре. Дети постарше и подростки нередко обнаруживают подавленное настроение, тревожность, явления сенсорной гиперестезии, могут возникать опасения за свое здоровье, связанные с соматовегетативной дисфункцией. При более тяжелом течении заболевания чаще выявляются вялость, заторможенность, молчаливость, выраженная психическая истощаемость, а продромальный период сокращается.
Психотическое состояние длится от нескольких часов до 2–3 суток. Наиболее типичными являются состояния оглушения сознания (от обнубиляции до сомнолентности, реже – сопора), которые прерываются кратковременными эпизодами делирия или предделирия. Оглушение сознания характеризуют неотчетливость восприятия, обеднение содержания сознания, замедленное течение психических процессов, эмоциональная индифферентность, колебания ясности сознания, сонливость.
Делириозным эпизодам свойственны беспокойство, страх, оптические иллюзии, особенно парейдолии. Часто возникают зрительные гипнагогические галлюцинации, чаще обыденного содержания (видятся люди, животные, сцены из школьной жизни). Значительно реже и, как правило, у детей 9–10 лет и подростков в ночное время возникают развернутые зрительные галлюцинации с типичным для делирия содержанием, нередко устрашающего характера (животные, птицы и т. п.). Могут возникать элементарные слуховые обманы (шум, свист и т. п.), оклики по имени, неясные голоса «знакомых ребят».
При интоксикационных психозах (отравления беленой, атропином, атропинсодержащими лекарственными препаратами, циклодолом) отмечаются более обильные и яркие зрительные галлюцинации (многочисленные мелкие животные, насекомые). Во время делирия пациенты возбуждены, говорливы, их поведение отражает содержание зрительных обманов. Эпизоды делирия обычно непродолжительны (не более 2–3 часов), они могут повторяться, обычно в вечернее и ночное время. Выявляется диссомния (нарушение цикла сон–бодрствование, чередование сонливости и бессонницы), нередко возникают симптомы аутометаморфопсии («пальцы распухли» и т. п.).
Выход из психотического состояния при преобладании делириозных расстройств обычно критический, иногда некоторое время сохраняются астенические явления (повышенная утомляемость, слезливость, колебания настроения и др.). Выявляется конградная амнезия, особенно на периоды оглушения сознания. При этом амнезия распространяется в первую очередь на реальные впечатления, тогда как воспоминания об обманах восприятия могут быть достаточно полными.
В детском возрасте, в отличие от старших подростков, продуктивная психопатологическая симптоматика обычно рудиментарна и представлена отрывочными иллюзиями и обманами восприятия, на первый план выходят эмоциональные нарушения – страх, тревога, а также беспокойство. Чем меньше возраст ребенка, тем больший удельный вес в психозе приобретает оглушение сознания. Преобладание оглушения у детей более старшего возраста указывает на тяжесть психоза, особенно если возникают состояния сопора.
При прогрессировании заболевания и развитии отека мозга пациенты впадают в коматозное состояние разной глубины вплоть до угнетения витальных функций и летального исхода. Наличие сопора и комы у детей до 5 лет связано с большей чувствительностью мозга к токсико-инфекционным агентам и прогностически более благоприятно, чем у детей постарше и тем более у взрослых. Тем не менее по выходе из психоза у маленьких детей длительное время сохраняется астеническое состояние, а иногда выявляются симптомы регрессии (временной утраты некоторых навыков и умения).
В случаях затяжного течения инфекционных и инфекционно-аллергических заболеваний с меньшим токсикозом (малярия, ревматизм, вирусные пневмонии), а также в ближайшем постинфекционном периоде после гриппа, скарлатины картина симптоматических психозов существенно преображается, приближаясь к проявлениям экзогенно-органических психозов и «поздних симптоматических психозов» (Снежневский А.В., 1940). При этом наряду с оглушением сознания и делирием могут возникать онейроидные и аментивные состояния.
Онейроидные состояния обычно кратковременны (до нескольких часов) и проявляются захватывающими грезами фантастического содержания: воспринимаются сцены, напоминающие сюжеты фантастических книг или фильмов, в это время пациент как бы перевоплощается в их персонажи, теряя сознание собственной идентичности. В принятой виртуальной роли он может быть активным, совершать какие-то действия, но внешне чаще всего становится малоподвижным и даже застывает в определенных позах, его взор зачарован и не фиксируется на реальных объектах. Окружающих людей и обстановку он также воспринимает как некие феерические явления, при этом плохо вступает или не вступает в контакт, теряет способность ориентироваться в действительности и во времени или, чаще, ориентировка может быть двойной. Например, врач воспринимается и как врач, и в то же время как персонаж грез пациента, например обитателем потустороннего мира («ориентированный онейроид»).
Содержание грез соответствует настроению пациента. Если настроение подавлено, то грезы приобретают мрачное, иногда потустороннее содержание, если оно приподнято, воспринимаются восхитительные сцены, развивается восторженное, экстатическое состояние. Глубина помрачения сознания постоянно колеблется, пациент то исчезает из реальности, то возвращается обратно. Онейроидное состояние обычно перемежается с явлениями оглушения сознания, а иногда возникают делириозные эпизоды, что, как и оглушение, указывает на утяжеление состояния.
Наличие кататонических симптомов (ступор, мутизм) или, напротив, психомоторного возбуждения со стереотипиями, импульсивными действиями указывает, предположительно, на переход симптоматического психоза в экзогенно-органический.
По выходе из психоза об онейроидных переживаниях пациенты могут рассказать достаточно подробно и, как правило, ничего не могут сообщить о реальных впечатлениях.
Значительно реже и преимущественно при длительно текущих истощающих токсикоинфекциях у детей старшего возраста и подростков могут возникать аментивные состояния. Выраженные состояния аменции встречаются редко. Они характеризуются хаотичностью психических процессов, бессвязностью мышления, речи и эмоциональных проявлений, некоординированным двигательным возбуждением (яктацией – возбуждением в пределах постели). Иногда могут выявляться отрывочные обманы восприятия, кататонические симптомы. Контакту пациенты недоступны, и лишь в отдельных случаях и на короткое время они вступают в контакт. В случаях легкого аментивного состояния пациенты некоторое время правильно отвечают на вопросы, но по мере нарастания нервно-психического истощения их речь становится все более бессвязной – астеническая спутанность (Мнухин С.С., 1963). Длительность аментивного помрачения может достигать нескольких недель. По выходе из психоза отмечается выраженная астения с быстрой истощаемостью, вялостью, раздражительностью, впечатлительностью, сенсорной гиперестезией, мрачным настроением – эмоционально-гиперестетическая слабость, по К. Бонхефферу (1910).
При затяжных симптоматических психозах (постинфекционных психозах) у детей и подростков могут возникать эндоморфные психопатологические синдромы: депрессивные, тревожно-депрессивные, депрессивно-ипохондрические, гипо- и маниакальные, рудиментарные депрессивно-параноидные (Ковалев В.В., 1979). В частности, они описаны при малярийных и малярийно-акрихиновых психозах. При постинфекционных гриппозных психозах описан также преходящий амнестический синдром (Сухарева Г.Е., 1974). Чаще встречаются депрессивные состояния, в некоторых случаях включающие эпизодические зрительные и слуховые обманы восприятия, отрывочные бредовые идеи отношения, преследования. Как правило, при этом выявляется выраженная астеническая симптоматика. Длительность таких психозов иногда достигает 2–3 месяцев. В отличие от шизофрении, помимо астении, такие психозы обычно возникают вслед за эпизодами помрачения сознания и сопровождаются различными соматическими нарушениями, повышением температуры тела, воспалительными изменениями крови, нередко повышением давления ликвора.
У ребёнка симптоматический психоз? Мы поможем Вам! Позвоните нам
Вернуться к Содержанию
Определение диагноза
Анализировать видимые и скрытые симптомы и сделать точное заключение – уже большой шаг к избавлению от недуга. Неверно поставленный диагноз влечет за собой неправильное лечение. В итоге, вместо выздоровления болезнь затягивается и прогрессирует, и справиться с ней становится намного труднее.
Некоторые люди в принципе отказываются признавать шизофрению у подростков как заболевание. Необычное поведение они связывают с:
- недостатком в организме витаминов и микроэлементов;
- нарушением обмена веществ;
- общим переутомлением;
- особенностями психотипа личности;
- влиянием внешних факторов.
Однако шизофрения существует, и берет она свое начало именно в подростковом возрасте. Малейшие отклонения в поведении ребенка должны стать поводом для обращения к психиатру.
Для выявления диагноза ребенок находится под наблюдением не менее полугода. Раньше этого сделать никак нельзя, поскольку симптомы и течение болезни могут меняться.
Чтобы исключить новообразования и другие заболевания головного мозга необходимо провести такие исследования:
- магнитно-резонансная томография;
- электроэнцефалография;
- общий и биохимический анализ крови;
- состояние иммунного статуса;
- оценка гормонального фона.
Большую роль в диагностировании шизофрении у детей подросткового возраста играют специально разработанные психологические тесты. С их помощью можно установить, какая именно структура мозга наиболее пострадала от недуга. Учитывается также информация, предоставленная родителями и другими родственниками, имеющими близкий контакт с больным.
Суицидальное поведение
И одним из довольно частых фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение
, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда.
Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями.
Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ.
Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам.
Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях.
Лечение
Известны случаи, когда заподозрив неладное в действиях подростка, родители или педагоги вели его к психологу. В обязанности этого специалиста входит наблюдение за поведением пациента, выявление его психотипа и т.п. Однако определить шизофреническое расстройство он не сможет. Это сделает только психиатр, лечение назначает тоже он.
Так можно ли подростку полностью избавиться от шизофрении? Да, такое возможно, но ни один психотерапевт не может дать гарантию, что это произойдет именно в каком-то конкретном случае. При правильно подобранном лечении после ухудшения состояния могут наступать продолжительные периоды ремиссии.
Остро проявляющиеся симптомы шизофрении снимаются нейролептиками. Происходит это в стационаре, под постоянным наблюдением специалистов. Для достижения видимых результатов нужно принимать назначенные врачом препараты не менее трех недель. В качестве вспомогательных средств могут быть назначены:
- антидепрессанты;
- транквилизаторы;
- антипсихотические вещества.
Длительность госпитализации зависит от тяжести симптомов и общего состояния подростка. Терапия дает стойкую положительную динамику. Пройдя интенсивный курс лечения, пациент направляется домой для дальнейшей реабилитации в амбулаторных условиях и социальной адаптации.
Жизнь после подтверждения болезни
Да, она существует. Часто случается, что вовремя поставленный диагноз позволяет остановить развитие заболевания. В этом случае подросток может не вспоминать о своем недуге до конца жизни. Но так везет не всем. Бывает, что подростковая шизофрения не уходит бесследно, а просто трансформируется в другую стадию, тогда нужно научиться с нею жить. Конечно, будет непросто это сделать, но не стоит отчаиваться и опускать руки: люди живут с куда более серьезными проблемами.
Даже если диагноз «шизофрения» окончательно подтвержден, это не повод отчаиваться и опускать руки. Очень важно начать лечение, а современные лекарственные препараты поистине творят чудеса, при этом практически не имеют побочных эффектов.
В наше время шизофрения вовсе не приговор, молодой человек должен и может вести нормальный образ жизни. Периоды ремиссии могут продолжаться до 5-7 лет.
Бытует мнение, что шизофрения, начавшая свое развитие в подростковом возрасте, обязательно должна проявляться агрессивным поведением или шокирующими поступками. В действительности все не так. Шизофренические приступы не провоцируют агрессию. Подросток, страдающий этим психическим расстройством, скорее способен причинить вред самому себе, нежели кому-то из окружающих.
После лечения ребенок обязательно должен пройти курс реабилитации. Она подготовит его к жизни в социуме. Специалисты расскажут как вести себя в различных ситуациях, анализировать чувства, контролировать эмоции. В отдельных случаях за подростком понадобится постоянное наблюдение.
Особенности подросткового возраста
Подросток
– это человек, эмоции которого чрезвычайно подвижны и не удерживаются на протяжении длительного времени, к сожалению, они бывают довольно поверхностными, неглубокими.
В подростковом возрасте человек переживает большое количество откровений, открытий. Особенно тяжело ему дается переживание предательства, очень остро и немножко гипертрофированно подростки относятся к таким важным для них в этом возрасте понятиям как дружба, любовь. И разрывы дружеских и любовных отношений в подростковом возрасте воспринимаются как психическая травма, довольно тяжелая, иногда катастрофическая.
В этом возрасте, который по-другому еще называется пубертатный возраст
, мы психиатры довольно часто сталкиваемся с началом тех или иных психических расстройств.
Важность семейной поддержки
Безусловно, важно, чтобы подросток знал, что рядом с ним есть человек, к которому можно обратиться и рассказать обо всех своих страхах и переживаниях. Тогда увеличивается вероятность, что шизофрения будет выявлена на начальном этапе и лечение даст максимальный результат. Но это правило работает только в том случае, когда родственники больного адекватно оценивают всю серьезность психического нарушения и знают о возможных последствиях.
Часто бывает, что заботливые мамы и папы вместо того, чтобы как можно скорее вести ребенка на прием к психиатру, находят его странному поведению всевозможные оправдания. Например:
- бессвязное бормотание, немигающий взгляд в одну точку объясняется тем, что дитя перезанималось и валится с ног от усталости;
- галлюцинации – последствия слишком яркого проявления эмоций;
- нежелание общаться со сверстниками – чрезмерные нагрузки в школе;
- уныние и безразличие – просто плохое настроение.
Слепой любовью, смешанной с жалостью к родному человеку, родители сами усугубляют ситуацию. Вовремя не обратившись к специалисту, они затягивают процесс выздоровления. Малейшая психотравма может привести к запуску заболевания, не стать его причиной, а лишь поспособствовать развитию симптоматики.
Особенностью шизофренического расстройства является склонность к суицидальным действиям или самоповреждению. В связи с этим возникает острая необходимость постоянного наблюдения за подростком.
Помимо этого, желательно найти занятие, которое будет ему по душе и в целом подкорректировать образ жизни. Следует обратить внимание на:
- правильное и здоровое питание;
- занятия спортом;
- интеллектуальное развитие;
- активный отдых.
Родственники ребенка с шизофренией должны сами знать, что ее можно и нужно лечить и убедить в этом больного. Визита к психиатру избежать не удастся, но это вовсе не так страшно, как принято считать.