Методика реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием тренажера Гросса

Очень часто упражнения для улучшения состояния опорно-двигательного аппарата делаются в положении сидя или лежа. Такие позиции тела не позволяют полностью раскрыть функциональность детского организма. К сожалению, очень часто нагрузка не дается в вертикальном положении, что снижает эффективность таких тренировок в несколько раз. Ведь ребенок получает низкий уровень активности, а это плохо сказывается на состоянии всего организма. Именно поэтому и был разработан тренажер Гросса, позволяющий решить проблемы с нарушенной функциональностью опорно-двигательной системы у детей.

В чем особенность

Тренажер Гросса для детей с ДЦП – это отличная помощь для реабилитации растущего организма. Это современное и уникальное устройство, позволяющее передвигаться не только по всему пространству, но и вокруг своей оси, что тоже немаловажно. Тренажер построен таким образом, чтобы не сковывать движения верхних и нижних конечностей, а специальная страховка обладает максимальным уровнем безопасности и защищает от падений.

Тренажер Гросса дает возможность выполнять различные упражнения, которые при регулярном выполнении позволят максимально улучшить качество жизни детей с ДЦП. Методика использования тренажера проверена и эффективно применяется при нарушениях опорно-двигательного аппарат не только у детей, но и у взрослых.

Что касается детей с ДЦП, то проведение занятий при постепенном увеличении нагрузки может сформировать у них хорошие двигательные навыки. Появляется возможность не только удерживать положение тела в вертикальном состоянии, но также ходить и выполнять различные движения.

Особенности тренажера Гросса

Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты разработали тренажер Гросса.
Это современная технология, которая помогает совершать передвижения по всему пространству. Кроме того, с помощью такого тренажера можно совершать вращения вокруг своей оси.

При этом подвижность ног и рук ребенка сковываться не будет, а специальные элементы производят страховку, предотвращающую падение.

Если комплексные занятия проводятся регулярно, что необходимо для улучшения жизни детей с ДЦП и повышает их шанс адаптации в обществе.

Пред внедрением нового изобретения, методика, как и сам тренажер Гросса подвергся апробации. В качестве испытуемых выступили дети младшего и дошкольного возраста с пораженным опорно-двигательным аппаратом.

Таким образом, при увеличении нагрузки, которую может выдерживать ребенок, происходит формирования правильных двигательных навыков.

Дети с ДЦП после таких занятий получают возможность ходить, сидеть, стоять, удерживать в правильном положении голову.

Зачем использовать тренажер Гросса

Данное устройство предназначено не только для детей с видимыми признаками ДЦП, но также и для малышей с проблемами в опорно-двигательной системе. С его помощью появилась отличная возможность решить несколько очень важных задач:

  • Хорошо развивается координация. С помощью обычных упражнений на коврике такое сделать очень сложно.
  • Расслабление мышц, если в этом есть необходимость, а другие методы являются труднодоступными.
  • Осуществляется отличная тренировка всего тела. В работу включаются мышцы и суставы. При этом проводится динамическая, статическая и пространственная нагрузка.

Тренажер Гросса помогает эффективно восстановить двигательные навыки после получения спинномозговых травм, инсульта, детского церебрального паралича и при различных проблемах опорно-двигательной системы.

Тренажер Гросса

У больного ребенка, как и у здорового, в первые годы жизни закладывается фундамент его психофизического развития и важную роль в этом играет активный двигательный режим. Так как нормальное развитие ребенка и отдельных его систем определяется не только наследственны­ми факторами, но идвигательной активностью, соответствующей особенностям детского организма в данном возрастном пери­оде.

Если ребенок, с детства малоподвижен, не приобретает необходимых двигательных и социальных навыков и умений, ему приходится трудно с первого года жизни приспособиться к социальной среде, поскольку окружающая среда требует значительного нервно-психологического и двигательного напряжения. Все это обусловливает функциональную неполноценность нервно-мышечного аппарата и ведет к деформации конечностей и нарушению важнейших двига­тельных и статических реакций, что лимитирует полноценное развитие ребенка. Недостаток двигательной активности или его отсутствие приводит к негативным изменениям в организме, что снижает уровень адаптации организма в окружающей среде и приводит к значительному отставанию в социальном развитии.

Но основным лимитирующим звеном физического развития является ограничение или отсутствие совершения самостоятельных движений в вертикальном положении, что и мешает максимальной реализации оздоровления ребенка.Так как развитие костно-мышечной системы у здорового ребенка формируется только в вертикальном положении, то и развитие ребенка с ДЦП тоже должно формироваться в вертикальном положении. Если малыш родился с какими-то двигательными нарушениями и практически непрерывно лежит неподвижно, не переворачиваясь на бочок, с трудом поднимает голову и при каждом движении испытывает трудности, то весьма вероятно, что костно-мышечная, вегетативно-сосудистая системы, участвующие в обеспечении вертикальной позы, т.е. всего комплекса антигравитационной группы мышц у него сформируется неправильно. Если ребенок в вертикальном положении не способен самостоятельно развивать свои движения или эти движения сопровождаются множеством ошибочных реакций, то развитие двигательных навыков у него не происходит вообще, либо происходит неправильно.Кроме того, при принятии вертикального положения двигательные локомоции усложняются в связи с переносом массы тела на стопы.

Для более эффективного выполнения физический упражнений используется «Тренажер Гросса», который позволяет при недостаточной функции мышц создавать облегченные условия для их работы, дозируя оптимальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, обеспечивая тем самым нормальную подвижность в суставах. Тренажерпозволяет создать условия даже тем детям, которые не владеют двигательными функциями выполнять различного рода упражнения в естественном вертикальном положении и совершать перемещения во всех плоскостях пространства (вперед, назад, в сторону, вверх вниз), и возможность вращатьсявокруг своей оси, не сковывая движения рук, ног, а такжестрахует от падения.

Тренажер позволяет обучать больного произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи: расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза; стимулировать функций ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах. С помощью тренажера можно тренировать способность соразмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений и развивать координационные способности, содействовать развитию установочных рефлексов,на основе которых формируется передвижение обеспечивающих присаживание, сидение, стояние, переступание, ходьбу, вращаться, кататься на велосипеде, на роликовых коньках, выполнять элементы спортивных игр.

Тренажер позволяет восстанавливать подвижность больных после тяжелых спиномозговых травм, инсультов, различных заболеваний опорно-двигательного аппарата и ДЦП (детский церебральный паралич).

«Тренажер Гросса» позволяет создатьусловия дляразвития координированной работы опорно-двигательного аппарата, моторики и стабилизации опороспособности, чтонеобходимо для формирования естественной схемы движения и положений тела, т.е. тех основ управления движениями, которые недоступны больному с патологией мышечного тонуса.

При недостаточной функции мышц создаются облегченные условия для их работы, и одновременно тренажер предохраняет больного от возможного падения и травм.

С помощью тренажера можно перемещаться в пространстве, будь то бытовое помещение, больничная палата, тренировочный зал, открытая спортивная площадка или ледовая арена, без посторонней помощи при сохранении вертикального положения тела. Тренажер обеспечивает страховку при разнообразных движениях, поворотах туловищем, наклонах и т.д., что имеет важное значение в процессе реабилитации. Если ребенок не держит голову, то предусматривается специальная шапочка (индивидуально регулируемая), которая крепится к трапеции тренажера, придерживающая голову в правильном положении, не сковывая движения головы.

В комплект тренажера входят эластичные тяги для ног (как вспомогательный элемент для выполнения упражнений на растягивание и шаговых движений) и колечки для рук.

Тренажер позволяет выполнять упражнения как в вертикальном, так и в горизонтальном положении.

Возможности тренажера

Тренажер Гросса для детей обеспечивает возможность малышам выполнять любые телодвижения и при этом регулировать их нагрузку. Стоит отметить, что в работу включатся все мышцы тела. С помощью упражнений лежа на полу это сделать практически нереально.

Обратите внимание на тот факт, что для детей с ДЦП разработан не только тренажер, но и специальная методика, которая сделает занятия максимально эффективными. Специалисты рекомендуют записывать в ежедневнике все результаты, чтобы была возможность делать сравнительный анализ и корректировать уровень нагрузок при регулярных тренировках.

Начинать работу стоит только под присмотром специально обученных людей. И только после того как первые результаты будут достигнуты, можно начинать это делать самостоятельно. Система упражнений построена таким образом, чтобы у малыша с ДЦП пропадал страх перед существующими препятствиями и окружающим пространством.

Строение тренажера

Тренажер Гросса обладает массой преимуществ. Одним из таких является возможность установки в любой точке: бассейне, квартире, садовой дорожке, зале и прочих пространствах.
Строение тренажера имеет довольно простое строение:

  • подвижный блок с натянутым тросом;
  • кольца для рук;
  • эластичные тяги;
  • страховочный пояс;
  • рычажно-карабиновый механизм.

Учитывая особенности и статистику использования тренажера Гросса, становится ясно, что комплексные занятия с использованием такого оборудования обладают немалой эффективностью.

  • Упражнения на фитболе (хорошо ребенку для массажа)
  • ЛФК в игровых упражнениях
  • ЛФК на растяжку
  • Обеспечение больного ребенка тренажерами с младенчества
  • Тренажеры для детей с тяжелой формой дцп
  • Эффективность доказанная практикой
  • Основные типы упражнений
  • На каких тренажерах нужно заниматься?
  • Тренажеры для развития мобильности на всех этапах развития ребенка
  • Велотренажеры
  • Научная деятельность
  • Спортивные приспособления

Как сделать тренажер Гросса своими руками:

Кроме того, как показала практика, лучших результатов удается достигнуть при посещении специализированного учреждения, где все мероприятия осуществляются под присмотром профессионалов.

Таким образом, по истечении определенного времени у детей с ДЦП открываются резервные возможности, а это в свою очередь способствует ускорению процесса реабилитации и повышает эффективность используемой методики.

В целом технология довольно проста и ее применение не вызывает никаких затруднений. При этом непосредственно перед самой тренировкой происходит персональное определение нужной высоты и тяги тренажера и дальнейшие выполняемые упражнения.

Главная цель реабилитации ребенка с ДЦП заключается в достижении максимально возможной самостоятельной двигательной активности и социальной адаптации. Если данная цель будет полностью достигнута, ребенок сможет ходить (самостоятельно или с опорой) и принимать участие в окружающей жизни. Конечно, это большое обобщение. При некоторых формах ДЦП достижение этой цели физически невозможно, однако даже в самых тяжелых случаях родители и врачи должны стремиться перевести ребенка в вертикальное положение — пусть и пассивное.

Человек — существо прямоходящее, и только в вертикальном положении наши кости, мышцы, нервы и внутренние органы функционируют правильно. От способности принимать вертикальное положение зависит также психологическое и эмоциональное развитие ребенка, способность взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.

При ДЦП невозможен самостоятельный переход из горизонтального положения в вертикальное, который здоровый ребенок совершает за первый год жизни. Для того чтобы помочь ребенку с ДЦП пройти все необходимые этапы естественного развития и «встать на ноги», применяются реабилитационные тренажеры и другие приспособления.

Важные рекомендации

Тренажер Гросса, фото которого вы сможете увидеть в данной статье, будет очень эффективен при условии, что вы соблюдаете несколько важных правил:

  • Перед каждым занятием проверяйте устройство на исправность. Не должно быть видимых дефектов и неисправностей, иначе существует риск получения травм.
  • На начальных этапах не оставляйте ребенка без присмотра, старайтесь научить его выполнять все движения максимально правильно и постепенно сведите эту помощь к минимуму.
  • Тренажер Гросса собирается индивидуально под каждого клиента, учитывая все поставленные задачи.

Результаты после применения

В это трудно поверить, но при регулярных тренировках значительно улучшится функциональность всего организма. В большинстве случаев дети с диагнозом ДЦП научились самостоятельно передвигаться. Многие из них улучшили свои речевые навыки, что поспособствовало возможности пойти в общеобразовательные или специализированные школы. У большинства детей улучшилось психоэмоциональное состояние.

Эффективность доказанная практикой

На сегодняшний день можно отметить следующие показатели при использования тренажера детьми с ДЦП:

  • 20 % детей с диагнозом ДЦП приобрели способность самостоятельно передвигаться;
  • 30 % смогли пойти в общеобразовательные учебные заведения;
  • 40 % отправились в специализированные школы;
  • 50 % после занятий активизировали речевое и эмоциональное общение;
  • 70 % смогли улучшить психическое состояние;
  • 75 % благодаря занятиям снизили патологическую активность тонических рефлексов;
  • 85 % откорректировали и улучшили координацию движений;
  • 90 % активизировали возможность самостоятельного движения, признаки которого ранее отсутствовали.

Преимущества механизма перед другими

  • Возможность подкорректировать состояние опорно-двигательного аппарата после получения травм или ДЦП.
  • Возможность точно подобрать упражнения, нагрузку, а также саму структуру их выполнения.
  • В процессе тренировки примут участие практически все мышцы, чего не скажешь об использовании других устройств и упражнений.
  • Тренажер можно использовать при различных поражениях мышц, что даст возможность сформировать правильно функционирующую мышечную систему.

  • Очень важным преимуществом является возможность заниматься в вертикальном положении без посторонней помощи. И это не говорит о том, что данное устройство не позволяет выполнять упражнения горизонтально.
  • Любое движение будет страховаться с помощью страховочного пояса, поэтому тренажер является абсолютно безопасным.

Основные типы упражнений

Тренажер Гросса своими руками делать не рекомендуется. Лучше пользоваться устройством, сделанным под заказ. Освоить его не сложно. Важно учитывать правильность креплений, назначение и безопасность конструкции. Упражнения можно делать стоя, лежа, сидя на стуле или даже в воздухе. Начинать нужно с самых элементарных упражнений. Выполнять их нужно с помощью специально обученных специалистов. На начальных этапах их помощь крайне необходима. Со временем ребенок сможет выполнять такие движения самостоятельно.

Цель самых простых упражнений – дать ребенку понять, что во время тренировки он в безопасности, и его никто не бросит. Он научится сохранять правильное положение тела, улучшится его координация и речевые возможности.

Когда первый этап пройден, и у малыша отсутствуют отрицательные эмоции касательно данного тренажера, можно усложнить задачу и приступить к передвижению. Начинать стоит с разминки, активно-пассивных упражнений, продолжить можно прыжками и отталкиванием от поверхности двумя ногами. Чтобы научить ребенка отталкиваться, нужно проводить принудительное сгибание обеих ног с маленькой амплитудой движений. Проделывая такое упражнение в тренажере много раз, малыш выработает способность отталкиваться. Постепенно можно увеличивать нагрузку в зависимости от результатов. Со временем можно учиться делать шаги. Ребенок должен быть обязательно подстрахован от падений.

Такое устройство не является редкостью. Однако тренажер Гросса рекомендуется заказывать у производителя, а не брать с рук. Только качественно выполненное изделие, созданное специально для клиента, поможет правильно сформировать осанку и держать голову.

Главное, что должны иметь родители — это терпение и желание помочь своему ребенку. Не стоит рассчитывать на очень быстрые результаты. Специалисты рекомендуют фиксировать даже самые минимальные улучшения. Только таким образом можно правильно подобрать программу лечения и ускорить его. Не забудьте и об эмоциональной составляющей. У малыша будет получаться намного лучше, если он будет делать упражнения в хорошем настроении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]