Перцептивная сторона общения
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.
Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону
Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)
Механизмы перцептивной стороны общения:
Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.
Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.
Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.
Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.
Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.
Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.
Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.
Обратная связь в общении.
Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия
Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя
Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.
При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения
Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.
Перцептивная функция общения
Довольно часто реакция людей на какие-либо события определяется тем, как люди воспринимают и вообще хотят ли воспринимать эти события.
Человек в определенный момент времени частично воспринимает доступные ему сенсорные стимулы. Их интерпретацию он делает в соответствии со своими ожиданиями, ценностями, представлениями. Восприятие партнерами по общению друг друга является обязательной составной частью этого общения – условно это можно назвать перцептивной стороной общения.
Перцептивная функция – это межличностное восприятие. Надо сказать, что в традиционном общепсихологическом смысле слово «восприятие» будет не совсем точным, потому что к его чертам, кроме внешних характеристик объекта, будут относиться ещё и поведенческие и психологические характеристики. Поэтому в качестве синонима оправданным будет выражение не восприятие, а познание другого человека.
При общении межличностное восприятие будет включать следующие моменты:
- восприятие и оценка сообщения будет в свете актуальных потребностей адресата;
- исходя из различия в опыте адресата и адресанта, неизбежными будут искажения смысла сообщения;
- незнакомая информация, находящаяся вне опыта адресата, воспринимается медленнее;
- решения в незнакомой ситуации ориентируются на те, которые были уже опробованы в похожей ситуации;
- точность интерпретации сообщения невозможно решить с помощью только языковых средств.
Замечание 2
Данные обстоятельства необходимо учитывать, потому что познание другого человека является составной частью процесса общения. Восприятие адресата, таким образом, означает восприятие его внешних признаков в соответствии с личностными характеристиками.
Возникающие впечатления в процессе общения играют важную регулятивную роль. В процессе познания другого человека происходит эмоциональная оценка этого человека, попытка понять смысл его поступков, идет выстраивание стратегии собственного поведения.
Коммуникация предполагает минимум двух человек, которые оба являются активными субъектами и каждый сопоставляет себя с другим.
Отсюда, выстраивая стратегию взаимодействия, в расчет приходится принимать мотивы, установки, потребности другого, а не только свои. Кроме этого, в расчет приходится принимать и то, как адресат понимает потребности, мотивы и установки адресанта.
Это говорит о том, что осознание себя через партнера по общению будет иметь две стороны – идентификацию и рефлексию.
Под идентификацией понимается способ, с помощью которого происходит понимание другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя его характеристикам.
Например, каково внутреннее состояние партнера по общению можно предположить, представив его жизненную ситуацию и его переживания по этому поводу.
Идентификация является самым простым способом понимания другого человека. Идентификация связана с эмпатией, т.е. эмоциональным откликом на проблему партнера, сопереживание его внутреннему состоянию.
Рефлексия – это второе сложное явление, от которого тоже зависит взаимодействие между партнерами. Под рефлексией понимается осознание адресантом того, как его воспринимает партнер по общению.
Надо сказать, что психологический термин «рефлексия» отличается от философского. Рефлексия в философии – это познание субъектом самого себя.
Функции и предназначение
Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.
Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:
- содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
- процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).
Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).
Перцептивный компонент
Данный компонент позволяет грамотно трактовать внешность, поведение собеседника.
На основе полученной информации делается вывод об особенностях личности, причинах поступков.
Без перцепции коммуникации были бы достаточно поверхностными и нерезультативными. Человек воспринимал бы только «внешнюю картинку» — образ оппонента и его слова.
Реальные мысли, мотивы поведения, скрытые переживания и многое другое ускользало бы от внимания. Именно благодаря социальной перцепции появляется возможность точного восприятия окружающих объектов, выстраивания эффективного взаимодействия с ними.
Данный компонент проявляется в полной мере, когда человек свободен от стереотипов, заранее заданных установок и убеждений. Они мешают объективно оценивать партнера и заранее формируют некий образ в сознании, который нередко далек от реальности.
Также важно не спешить с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки. Часто люди делают ошибочные выводы о собеседнике, с которым они общались достаточно непродолжительное время
Правильно оценить личность человека можно только в результате получения исчерпывающей информации о нем, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях.
Перцептивный компонент позволяет изменить уже сложившееся мнение об индивиде.
Иногда люди встречают человека, которого хорошо знали в прошлом, и с удивлением обнаруживают значительные изменения в его характере.
Подобная возможность отказаться от первичной оценки, сложившейся ранее, появляется в результате понимания и принятия тех характеристик собеседника, которые наблюдаются у него в текущий момент времени.
Перцептивная сторона общения и ее механизмы
Процесс, сопровождающийся эмоциональным контактом между людьми, начинается в момент встречи и визуализации друг друга.
На протяжении всего общения у каждого из них работают механизмы, помогающие разобраться в:
- мотивах поведения;
- стратегии построения диалога;
- планирования дальнейшего взаимодействия.
Такими механизмами считаются:
- Эмпатия – умение сочувствовать и понять другого человека в сложной для него ситуации или при совершении определенных поступков. Когда собеседник способен поставить себя на место оппонента в той или иной ситуации, оценить обстановку и принять с уважением его логику поведения, процесс общения проходит легче, недопонимания не возникает.
- Идентификация – способность сравнить себя с партнером и сделать вывод о схожести суждений, взглядов, точек зрения. Если они близки, то налаживание отношений станет удачным.
- Рефлексия – возможность провести самоанализ после диалога с другом или посторонним человеком при первом контакте. В это время необходимо понять, насколько общение именно с этой личностью полезно, выгодно или ценно для индивида.
Эти аспекты присутствуют в перцептивной стороне общения. У некоторых личностей они могут быть выражены не так сильно, как у других, что зависит от уровня развития, интеллекта, способностей.
Функции социальной перцепции
Социальная перцепция — это сложный процесс, во время которого происходит понимание, оценка людьми окружающих их социальных объектов (людей, групп, общностей).
В результате подобного процесса в сознании индивида формируются определенные устойчивые образы.
Кратко об основных функциях перцепции:
- Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Именно во время социального взаимодействия человек получает информацию о самом себе, пищу для размышлений. Нередко восприятие личности собеседника помогает определить те присущие ему аспекты, которые находят отклик в собственном сознании. В итоге человек выявляет свои скрытые потребности, желания, сомнения.
- Познание партнера. Узнать человека, понять его взгляды и убеждения можно только при помощи коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ получения достоверной информации о ком-либо.
Завоевать доверие, установить и эффективно развить контакт можно только в результате восприятия личности оппонента.Человеческая деятельность невозможна вне общения. Товарищеские, дружеские, приятельские, любовные отношения невозможны без коммуникации.
Организация совместной деятельности. Понимание или принятие субъектами социальных отношений друг друга является основой дальнейшего построения совместной деятельности. Четкое осознание мотивов, установок и ценностей партнера позволяет выработать модель эффективного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции только возрастает. Совместная деятельность членов группы становится эффективной только в том случае, когда все они способны принять или понять установки друг друга.
Формирование взаимопонимания. В процессе общения люди достигают взаимопонимания, которое является цементирующим фактором любых социальных отношений (семейных, романтических, деловых и т.д.).
Обнаружение точек соприкосновения интересов, выявление общих взглядов и убеждений позволяет находить компромисс, получать удовольствие от совместной деятельности.
Установление эмоциональных взаимоотношений. Человек является существом эмоциональным, поэтому любое социальное взаимодействие вызывает у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них формируются определенные эмоциональные отношения: симпатия, враждебность, неприятие, радость и т.д.
Как научиться эффективной коммуникации?
Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.
Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:
- Социальное событие.
- Формальный контакт на работе или в быту.
- Случайная эпизодическая встреча.
- Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
- Игра.
- Расслабленный неформальный диалог.
Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.
Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.
Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.
Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.
Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.
Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.
Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».
Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.
Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).
Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Цикл эффективной коммуникации
- Методы ведения разговора
- Как общаться с кем угодно и где угодно?
- Как прокачать навыки слушателя
- Правила эффективных онлайн-коммуникаций
- Невербальная коммуникация
- Социальные группы: признаки, виды, функции
- Повседневная магия общения
- Развитие коммуникативных навыков
- 7 уровней общения по А. Б. Добровичу
Ключевые слова:1Профайлинг
Механизмы социальной перцепции
Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.
Рефлексия
Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.
Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.
Идентификация
Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.
Эмпатияp
Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.
Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация
На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия
Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность
Аттракция
Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.
Казуальная атрибуция
Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.
Это интересно: Письмо любимому после ссоры: основательный взгляд на вопрос
Виды перцепции
В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:
- Зрительной. Движение глаз человека скачкообразно, так человек обрабатывает полученную информацию. Но когда оно останавливается, начинается процесс зрительного восприятия. Такой вид восприятия поддается влиянию ранее выработанного стереотипа. Например, если человек привык все время бегло пробегать текст глазами, ему сложно будет в дальнейшем научиться глубинно прорабатывать материал. Он может не заметить большие абзацы текста, а потом при опросе ответить, что их и вовсе не было в книге.
- Осязательной. Такая функция отвечает за регулировку, контроль и коррекцию рабочих движений рук. Такой вид восприятия основан на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Но орган восприятия в таком случае – рука, которая с помощью ощупывания помогает узнать отдельные признаки предмета.
- Слуховой. В слуховом восприятии у человека важное место занимают фонематическая и ритмико-мелодическая системы. Человеческое ухо в отличие от животного гораздо сложнее, богаче и подвижнее. Такое понимание активно задействует моторный компонент, но такой компонент выделен в особую отдельную систему. Например, пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.
Помимо вышеперечисленных видов перцепции существуют еще два, в которых информация отражается не через органы чувств, а через понимание:
- Пространства, расстояния, отдаления, направления предметов, расположенных от нас и друг от друга.
- Времени – это длительность, скорость и последовательность событий. У каждого человека есть свои внутренние часы, которые редко совпадают с суточным ритмом. И чтобы человек мог воспринимать этот ритм, он использует дополнительные внешние признаки и анализаторы.
Ошибки первого впечатления
Информация поступает в сознание человека по трем источникам:
- Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
- Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
- Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.
Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний
Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.
Неравенство
Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.
Фактор привлекательности
Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.
Искаженное восприятие собеседника
Фактор отношения
Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.
Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения
заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности.
Межличностное взаимодействие
:
1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт двух или более людей, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок;
2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при кот корой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Структура любого взаимодействия, по мнению Н.В. Казариновой, включает в себя следующие элементы:
- роли участников взаимодействия;
- набор и порядок действий;
- правила и нормы, регулирующие взаимодействие и характер отношений участников.
Поведенческая гибкость
— наличие ассортимента способов для реагирования, возможность выбора способа действий. Она дает больше возможностей повлиять на ситуацию.
Ситуации использования поведенческой гибкости
:
- при планировании действия – позволяет определить ряд возможных подходов;
- при возникновении трудностей или факторов, которые не были учтены заранее;
- когда возникает ситуация, с которой успешно справлялись другие люди — использование их опыта.
Перцептивная сторона общения
В чем заключается перцептивная сторона общения?
Перцепция — это отражение человеком на когнитивном уровне тех объектов и явлений, с которыми он сталкивается.
Под перцептивной стороной общения, с психологической точки зрения, понимается восприятие другого человека, осознание особенностей другой личности.
Восприятие оппонента может происходить через понимание его установок, целей, мотивов и взглядов. В этом случае происходит формирование объективной оценки другой личности, свойства которой не перекликаются со свойствами самого познающего субъекта.
С другой стороны, в процессе восприятия собеседника может происходить не только его понимание, но и принятие. В этом случае все ценности и установки разделяются, согласовываются людьми.
Когда происходит подобное принятие, возникают близкие межличностные отношения различного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.
При помощи перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От степени точности тех выводов, к которым мы приходим, зависит успешность коммуникации с индивидом. Неправильное определение личности собеседника может спровоцировать непонимание, конфликт.
Что такое перцепция
Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».
Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.
Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.
Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.
Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.
Дополнительная литература
- Андреев, В.И.
Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ, 1992. — С. 81-139.
- Берн, Э.
Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Вы сказали «здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005. — С. 7-53.
- Варданян, Ю. В.
Психология общения : учеб. пособие / Ю. В. Варданян, Т. В. Савинова. – Саранск, 2003. – С. 15-29.
- Корнелиус, Х.
Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.
- Руденский, Е.В.
Основы психотехнологии общения менеджера / Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.
Модель коммуникационного процесса
Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.
Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:
- Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
- Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
- По какому каналу? (способ передачи информации).
- Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
- С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).
Дополненная модель:
- Кто? (коммуникатор).
- С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
- В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
- С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
- Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
- На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).
Механизмы
Стереотипия
Стереотип является таким себе сокращённым вариантом представлений. Допустим, если какая-то ситуация слишком часто возникала в жизни человека, то, опираясь на полученный опыт, с целью экономии времени и ресурсов, он, сталкиваясь с чем-то похожим, заранее, предвосхищая дальнейшие события даст свою оценку по поводу того, чем всё грозит или как закончится.
К примеру, бытует стереотип, что красивые мужчины – обязательно бабники. И тогда женщина, встретив внешне очень даже привлекательного парня, не будет ему доверять. Или вообще, не захочет отношений с ним, несмотря на то, что возник интерес. А на самом деле он может оказаться верным, искренним, и даже застенчивым.
Поэтому с одной стороны, стереотипы однобоки и ограничены, так как не позволяют узнать действительность такой, какая она есть. Но с другой – с их помощью формируются традиции, устои и приметы. Образно говоря, они делят мир на две категории, например, белое и чёрное. Хотя на самом деле существует ещё масса других оттенков, и нередко бывают ошибочны, отчего возникают даже целые этнические установки, прямо-таки характеристика особенностей темперамента людей из разных стран.
Допустим, принято считать, что итальянцы импульсивны, энергичны, и тогда, встречая молчаливого и апатичного жителя Италии, человек рискует начать навязывать ему придуманный образ, требуя соответствовать представлениям.
Идентификация
Во время общения, как бы того ни хотелось, личность сравнивает себя с собеседником, чтобы понимать о схожестях и различиях. Соответственно, таким образом он узнаёт о своих особенностях, возможностях и ограничениях.
Так вот, чтобы узнать, зачем другой человек поступил так, а не иначе, или что он чувствует и что с ним происходит, каждый из нас прибегает к такому приёму, как идентификация. Простым языком – ставит себя на место того человека и думает, а как бы в такой ситуации сделал я и чтобы со мной происходило?
Эмпатия
Это способность сопереживать, чувствовать целую гамму эмоций по отношению к чужим жизненным историям и ситуациям. Эмоциональное реагирование позволяет понять, что в данный момент происходит во внутреннем мире собеседника. И кстати, именно на чувственную зону часто опираются специалисты.
Психология человека такова, что он в силу каких-либо обстоятельств, «вытесняет» неприятные чувства, думая, что таким образом он избавляется от них. Но на самом деле они всё равно остаются с ним, только в фоне, и мешают, «замораживают», останавливают…
Так вот, специалист, благодаря чувствительности, то есть возникших в ответ переживаний может обнаружить, что на самом деле не даёт полноценно обратившемуся клиенту дышать полной грудью, ощущать гармонию и радость.
А знаете, как формируется близость? С помощью эмпатии, когда два человека понимают, с чем каждому пришлось столкнуться в жизни, хотя бы потому, что переживали подобное. Например, тот, кто справился с депрессией, не будет обесценивать состояние того, кто в данный момент пытается «выкарабкаться», потому что знает, как это. Вот почему говорят, что их понимают без слов. Кстати, будьте осторожны, манипуляторы «ловят» своих жертв как раз с помощью «игры» на их чувствах.
Аттракция
Субъективное восприятие партнёра под влиянием хорошего отношения к нему. Замечали, что вам намного проще понимать тех людей, к которым уже возникла привязанность? Так проявляется аттракция, чем лучше отношение к кому-либо, тем отчётливей ощущение, что он очень хорошо знаком, похож, понятен и близок даже, несмотря на то, что реально люди могут знать друг друга только пару дней.
Вот откуда берут своё начало романтичные фразы наподобие: «Мы будто всю жизнь знакомы и были вместе, хотя на самом деле познакомились только сегодня».
Рефлексия
Один из механизмов самопознания, который включает в себя возможность представлять, как он выглядит в глазах собеседника и вообще воспринимается окружающими. И очень часто это представление не соответствует реальности, потому что личность не в состоянии наблюдать за собой со стороны, как ведёт себя в какие-то моменты, как реагирует и прочее.
Бывало такое, что, прослушав диктофонную запись своего голоса, вы были неудовлетворенны тем, как он звучит, потому что вам он слышится совсем иначе? Или, посмотрев видео, были удивлены тем, как двигаетесь, смеётесь и разговариваете?
Каузальная атрибуция
Объяснение поведения окружающих, причём у каждого есть свои любимые, благодаря которым он интерпретирует поведение остальных. Например, поведение коллег может рассматриваться только через призму обиды, так как привычно думать, что никто не ценит его стараний.
Атрибуция может быть:
- Личностной – в случае неудачи или провала обязательно находят виноватого, который мог просто случайно оказаться рядом и не так посмотреть…
- Обстоятельственной – в этом случае ответственность перекладывается на обстоятельства и события, даже погоду.
- Стимульной – причина неудачи ложиться непосредственно на тот предмет или личность, с которой произошло несчастье. Ну, например, совершили над девушкой насилие – сама виновата, надо было дома сидеть, или случилась авария – надо было быть внимательней…