Особенности подросткового возраста
Этот возраст связан с переходом от характерного для детства типа отношений, новому типу взаимодействия между подростком и родителями. Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Период перехода связан с тем, что родительская опека постепенно замещается зависимостью подростка от других институтов социализации (с сохранением эмоциональных связей с родителями и своей семьей). Этот переход создает трудности и для взрослых, и для самого подростка.
Можно назвать такие особенности этого возраста, которые влияют на формирование асоциального поведения подростков. Это повышенная эмоциональность, стремление к самоутверждению среди сверстников, конформное поведение, так называемые «Игры-потасовки».
На подростков в позитивном ключе могут влиять следующие внешние факторы: положительное влияние сверстников, наличие волевой регуляции, появление более устойчивой самооценки, развитие способности к рефлексии, умение сопереживать и сочувствовать окружающим.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 1
Таким образом, подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Меры предосторожности
Профилактика развития асоциальности у детей и подростков в себя включает следующие советы:
- позаботьтесь об эмоциональном состоянии малыша;
- станьте для ребенка положительным примером, пропагандируйте здоровый образ жизни, правильные ценности;
- создавайте внутрисемейные доверительные отношения;
- при необходимости своевременно посещайте психологические консультации.
Теперь вы знаете, что собой представляют люди асоциального поведения. Это не означает, что необходимо изолироваться от общения с такими личностями. Гораздо правильнее будет поставить асоциального человека на путь истинный, помочь ему социализироваться, если это в ваших силах.
Понятие асоциального поведения
Определение 1
Если нормальное поведение — это такое поведение, которое предполагает адекватное, социально одобряемое поведение с социумом, то асоциальное поведение (или девиантное) — это такое поведение, которое является отклоняющимся от нормы и связано с нарушением связанным с возрастным периодом правил, принятых в обществе в конкретное время в конкретной социокультурной среде.
Такое поведение может проявляться по-разному, но, как правило, связано оно с повышенным уровнем агрессии, излишней демонстративности, отклонении от занятий, суицидальным поведением, бродяжничеством, а также различными превенции — алкоголизм, наркомания, табакокурение, антиестественные сексуальные действия.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Асоциальное поведение подростков 400 ₽ Реферат Асоциальное поведение подростков 280 ₽ Контрольная работа Асоциальное поведение подростков 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 2
Стоит выделить отдельно делинкветное поведение, потому как оно являет собой повторяющиеся асоциальные поступки, которые уже формируются в определенный стереотип поведения и представляют намного большую угрозу для самого человека и общества.
Роль семьи в процессе формирования асоциальных форм поведения ребенка
Семья играет огромную роль в процессе развития личности ребёнка, формирования его поведенческих паттернов, системы аксиологических модусов и пр. В семьях с неблагоприятным эмоциональным климатом, неблагополучной асоциальной атмосферой риск формирования асоциальных форм поведения существенно возрастает. В результате отсутствия интересов к потребностям ребенка со стороны родителей он стремится найти эмоциональный отклик в отношениях с другими, в других видах деятельности, вследствие чего у него могут возникнуть нежелательные потребности, интересы.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Асоциальное поведение детей 460 ₽ Реферат Асоциальное поведение детей 220 ₽ Контрольная работа Асоциальное поведение детей 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Авторитарность, чрезмерное доминирование родителей также выступает одним из факторов формирования асоциальных форм поведения. Кроме того, ярко выраженный диктат матери может стать причиной возникновения у ребенка со слабой нервной системой нервно-психических заболеваний, привести к невосполнимым дефектам в развитии эмоциональной сферы, отсутствию эмпатии по отношению к окружающим, проявлениям агрессии и пр.
Фактором, повышающим риск формирования форм асоциального поведения, может также выступать система поощрений и наказаний, практикуемая в рамках семьи.
Замечание 1
Следует отметить, что в отдельных случаях даже внешне благополучные семьи в ситуации нарушения межличностных внутрисемейных отношений быстро превращаются в неблагополучные, в результате чего страдает не только воспитуемый ребенок, но и социум в целом. Другими словами, осуществляется переход личностной внутрисемейной проблемы в социальную.
Причины асоциального поведения подростков
Среди факторов, которые влияют на возникновение и развитие асоциального поведения, можно назвать:
- биологические (например, темперамент),
- социальные ( окружение — семья, школа, друзья и т.д.),
- неуверенность в себе, низкая самооценка,
- трудности социального характера, связанные с проблемами в общении,
- отсутствие интереса к жизни, а потому стремление к получению новых впечатлений,
- слабая сила воли и чрезмерная зависимость от окружения,
- различные пережитые насилия или посттравматические синдромы,
- отклонения от норм поведения, которые связаны с травмами или какими-либо заболеваниями,
- неблагополучие в семье или явная наследственность.
Коррекция асоциального поведения у детей дошкольного возраста
Алексей Алексеевич Токарев
Коррекция асоциального поведения у детей дошкольного возраста
Вопрос об асоциальном поведении детей один из актуальных вопросов в работе каждого педагога. Что такое асоциальное поведение? Асоциальное поведение — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Из данного определения следут, что асоциальное поведение — это не просто поведение, а еще и поступки, которые не тоолько совершают дети, но сами в свою очередь влияют не лучшим образом на психику ребенка дошкольного возраста.
Дети-дошкольники как «губки»
все в себя впитывают. Агрессивная информационная среда, ухудшающаяся экология и ее много других причин могут спровацировать неадекватное
поведение ребенкаребенка на неадекватное поведение. По словам родителей, дети становятся «не похожими сами на себя»
и просят педагогов помочь как детям, так и самим родителям. Кто-то советует не обращать внимание, кто-то говорит, что все само образуется, однако, практика показывает, что на деле ничего само собой не проходит.
Асоциальное поведение ребенка — это, можно сказать, крик о помощи «обратите внимание!»
Взрослый не имеет право обойти стороной проблемы ребенка, тем более
ребенка-дошкольника. Задается вопрос почему? А потому что это влияет на эмоциональное сосотояние ребенка, другими словами, если у ребенка есть нарушения в эмоцианальной сфере, то нарушения будут и в познавательной деятельности, ведь они взаимосвязаны.
Начну с того, что родителям важно донести объективную информацию об их ребенке. Сделать это таким способом, чтобы они смогли услышать и принять то, что им говорят. Психолог ни в коем случае не должен говорить родителям, что их ребенок плохой, что из него вырастет неизвестно что и т. д. Психологу следует попытаться выяснить с помощью родителей, с чем может быть связано неадекватное поведение (поступок)
ребенка. Получив от родителей необходимую информацию, можно приступать к
коррекционной работе с ребенком. Практка показывает,что педагогу-психологу в процессе работы нельзя упустить важный момент: коррекция будет действенной только при комплексном педагогическом подходе, когда в работу включены и воспитатель, и психолог и родители. Только при налаженной совместной работе педагогов и родителей со временем можно будет увидеть результат.
На сегодняшний деньсуществует много способов коррекции поведения детей, один из них — рисунок. Педагог просит ребенка нарисовать интересную историю про его поведение. Проговаривая с ребенком, что хорошо и что плохо, в процессе рисования, психолог может попытаться вывести ребенка из плохих ситуаций в хорошие. Через пластелин тоже можно проигровать различные ситуации. Д. Б. Эльконин писал, что с ребенком надо делать все через игру. В этом утверждении, мне кажется, известный психолог утверждал, что через игру мы можем увидеть внутренний мир ребенка и помочь ему в его поведении. Еще один практический способ коррекции поведения заключается в том, что ребенку предлагают раскрасить геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг и т. д.)
или что-либо другое с такой инструкцией: за границы рисунка выходить не нужно. Такой прием тоже влияет на
поведение ребенка, так как в нем ребенок показывает границы своих рамок дозволенности в поведении. Результаты такого теста могут помочь определить рамки поведения ребенка в обществе.
Задачи школы по профилактике асоциального поведения подростков
- Мониторинг и выявление семей группы риска.
- Формирование навыков взаимодействия с такими семьями у педагогов.
- Оптимизация психологической помощи детям с школьной дезадаптацией.
- Помощь и поддержка, активация внутренних ресурсов подростков, направление их на позитивное видение мира.
- Создание гуманистической системы воспитания.
- Организация различного рода дополнительных секций, спортивных мероприятий, оформления досуга подростков, оздоровительных мероприятий.
- Профориентация и помощь в трудоустройстве.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Непосредственная работа с семьями групп риска.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Общая характеристика
Поведение человека формируется как реакция на совокупность нескольких факторов: социальной среды, конкретной ситуации и собственной личности. Проще всего описать соответствие человеческого поведения общепринятым нормам можно с помощью таких понятий как «нормальное» и «ненормальное» поведение. «Нормальным» можно назвать такое поведение, которое в полной мере соответствует ожиданиям окружающих. Оно также иллюстрирует психическое здоровье человека. Следовательно, «ненормальное» поведение отклоняется от общепринятых норм и может быть иллюстрацией психических заболеваний.
Ненормальные поведенческие реакции имеют много форм. Так, поведение может быть: патологическим, делинквентным, ретристским, нестандартным, креативным, девиантным, отклоняющимся и маргинальным. Норма определяется на основе критериев, которые могут быть негативными и позитивными. В первом случае норма рассматривается как отсутствие признаков патологии, а во втором – как наличие «здоровых» симптомов.
С точки зрения социальной психологии асоциальное поведение является способом вести себя определенным образом, не беря во внимание общественные нормы. Эта формулировка связывает девиацию с процессом адаптации к обществу
Так, девиация среди подростков обычно сводится к формам неуспешной или же неполной адаптации.
Социологи используют несколько иное определение. Они считают признак нормальным, если он распространен в обществе более чем на 50 процентов. Таким образом, нормальными поведенческими реакциями называют те, которые характерны для большинства людей. Следовательно, девиантное поведение проявляется у ограниченного круга людей.
С точки зрения медицины девиантное поведение не относится ни к медицинским терминам, ни к формам патологии. В составе его структуры лежат психические расстройства, реакции на ситуации, нарушения развития и акцентуации характера. Однако далеко не каждое психическое расстройство сопровождается отклоняющимися симптомами.
Психология и педагогика определяют девиантное поведение как способ действий, который причиняет личности вред, усложняет ее развитие и самореализацию. У детей такой способ реагирования имеет возрастные ограничения, а само понятие применяется к детям старше 7 лет. Дело в том, что ребенок младшего возраста не может в полной мере понимать и контролировать свои поступки и реакции.
На основе различных подходов можно сформулировать общее определение девиантности. Итак, девиантность – это уверенный способ действий, который отклоняется от социальных стандартов, причиняет индивиду ущерб и отмечается социальной дезадаптацией.
Что значит асоциальный человек
Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.
В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно)
Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.
Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.
Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.
Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.
Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.