Каролина Тедке, Университет медицинского колледжа Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина
Нарушения сна часто встречаются у детей. Необходимо различать случаи, когда полисомнография обнаруживает нарушения (например, парасомнии, апноэ и нарколепсию) и случаи, когда проблемы являются поведенческими по происхождению, а полисомнография носит нормальный характер. Парасомнии (ночные страхи, сомнамбулизм и энурез) вызваны незрелостью центральной нервной системы и часто проходят с возрастом. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) у детей довольно часто не диагносцируется вовремя, хотя может успешно лечиться хирургическим способом. Поведенческие нарушения сна могут излечиваться при правильном инструктаже родителей. Врачи могут оказать существенную помощь таким семьям, рекомендуя эффективные методики родителям. (Американский журнал семейной медицины, 2001;63:277-84)
Проблемы со сном у детей часто вызывают озабоченность у родителей. Ребенок, который ложится спать с нежеланием или часто просыпается ночью, часто вызывает очень большие проблемы в семье. Нарушения сна у детей, подтвержденные данными лаборатории сна, в принципе схожи с нарушениями у взрослых. Тем не менее, проблемы, которые определяются как паттерн сна, который является неудовлетворительным для родителей, ребенка или врача, встречаются чаще у детей. Определить нарушение поведение во сне довольно сложно из-за существенных отличий в паттернах сна в различном возрасте. Так, например, не является аномальным, если двухмесячный младенец часто просыпается ночью, однако это же будет патологией для двухлетнего ребенка. Чтобы понять сложность проблемы, можно учесть также большую разницу в толерантности к проблемам со сном, которая существенно варьирует между семьями.
Нормальный сон у детей.
Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.
Самые частые ошибки, приводящие к нарушению сна
Режим дня не определен, хаотичный, разный, нет четкого распорядка, родители не знают, когда ребенка укладывать спать. Называют родители такой режим: «свободным», «у нас нет режима», «у нас каждый день по-разному», «нам сказали, что полезен свободный режим и свободное вскармливание», «Вы такие вопросы задаете, доктор! Откуда я знаю, когда мы просыпаемся и во сколько ложимся? У нас режим как получится». Что тут скажешь?
Жалобы на нарушение сна
При таком варианте наиболее часты жалобы на приёме у невролога:
- на беспокойный сон;
- поверхностный и непродолжительный дневной сон по 20 минут — 1 часу;
- спит только на руках у мамы;
- частые пробуждения ночью каждые 30 минут — 1 час;
- закатывания в плаче днём;
- плохую или выше нормы прибавку в весе (от перекармливания, из-за частых прикладываний к груди, как к единственному успокоительному средству);
- днём ребенок беспокойный, капризный;
- иногда менее любознательный; иногда позже овладевает моторными и речевыми навыками.
Жизнь ребенка и родителей менее гармонична, менее спокойна и счастлива, требуется немало сил для сохранения спокойствия в семье.
Режим дня не соответствует возрастным нормам: короткие периоды бодрствования, как следствие, короткий и поверхностный сон.
Режим дня складывается по такому сценарию
Ребенок просыпается в 6 часов на кормление; затем попытка родителей усыпить его и поспать всем подольше. Совместный сон еще 1-2 часа. Затем наступает период бодрствование в течение 1-2 часа. Такой промежуток времени короткий, недостаточный для физического утомления ребенка. Не достаточно устав, малыш не может спать долго.
Родители ошибочно полагают, если ребенок днём начинает капризничать, то он каждый раз хочет спать или есть.
Если ребенок капризен, утомился, то следует сменить вид деятельности: пойти погулять на улицу; начать делать ЛФК; сменить игрушку; умыть; перейти в другое помещение; переодеть; включить или спеть детскую песню и много другое.
Но родители, следуя неверным представлениям, утомившегося ребенка убаюкивают, укачивают, усыпляюсь при помощи грудного вскармливания. Сон возможен лишь короткий, ведь ребенок не может спать дольше. После недолгого сна малыш не достаточно восстановился, сил на длительное бодрствование не хватит. И опять капризы, а к вечеру явное беспокойство.
Совет в таких случаях нарушения режима сна такой: следует постепенно, по 5-15 минут каждый раз, в течение недели удлинить периоды бодрствования. Создать правильный физиологический режим дня. А сон дневной и ночной нормализуется после этого.
Итак, приведем примерный режим дня для детей разных возрастов:
Режим дня для детей с рождения до 3 месяцев
Сон за сутки 16–20 часов (сон 8 + 2,5 + 3 + 2,5 = 16); период бодрствования в сутки 8-4 часа.
- Подъем в 6 часов.
- 1 период бодрствования 2-2,5 часа — с 6 до 8 часов.
- 1 сон (короткий) — 2,5 часа (8 до 10-30 часов).
- 2 период бодрствования 2,5 часа — с 10-30 до 13 часов.
- 2 сон (длинный) — 2,5 — 3 часа (13 до 16 часов).
- 3 период бодрствования 2 часа — с 16 до 18 часов.
- 3 сон (короткий) — 2,5 часа (18 до 20-30 часов).
- 4 период бодрствования 1,5 часа — с 20-30 до 22 часов.
- Ночной сон (с возможными периодами пробуждения до 3-4 раз; идеально 0-1 раз за ночь просыпается и кушает) — 8 часов (22 до 6 часов).
Режим дня для детей 6 месяцев
Сон за сутки 14,5 часов (сон 8 +2 + 2,5 + 2= 14); период бодрствования в сутки 9,5 часа.
- Подъем в 6 часов.
- 1 период бодрствования 3-3,5 часа — с 6 до 9,5 часов.
- 1 сон (короткий) — 2 часа (9-30 до 11-30 часов).
- 2 период бодрствования 3-3,5 часа — с 11-30 до 14-30 часов.
- 2 сон (длинный) — 2,5 — 3 часа (14-30 до 17 часов).
- 3 период бодрствования 3-3,5 часа — с 17 до 20-30 часов.
- 3 сон (короткий) — 2 часа (18 до 20 часов).
- 4 период бодрствования 2 часа — с 20 до 22 часов.
- Ночной сон (с возможными периодами пробуждения до 2-4 раз; идеально 0-1 раз за ночь просыпается и кушает) — 8 часов (22 до 6 часов).
Режим дня детей 12 месяцев
Сон за сутки 13,5 часов (сон 8 + 2 + 3,5 = 13,5); период бодрствования в сутки 10,5 часов.
- Подъем в 6 часов.
- 1 период бодрствования 3,5 — 4 часа — с 6 до 10 часов.
- 1 сон (короткий) — 2 часа (10 до 12 ч).
- 2 период бодрствования 3,5-4 часа — с 12 до 15-30 часов.
- 2 сон (длинный) — 3,5 часа (15-30 до 19 часов).
- 3 период бодрствования 3 часа — с 19 до 22 часов.
- Ночной сон (с возможными периодами пробуждения до 2-4 раз; идеально 0-1 раз за ночь просыпается, ночью кормить не надо) — 8 часов (22 до 6 ч).
Режим дня детей в 2 года
Сон за сутки 13 часов (сон 10 + 3 = 13); период бодрствования в сутки 11 часов.
- Подъем в 7 часов.
- 1 период бодрствования 5 часов — с 7 до 12 часов.
- 1 сон — 3 часа (12 до 15 ч).
- 2 период бодрствования 6 часов — с 15 до 21 часов.
- Ночной сон (с возможными периодами пробуждения до 2-3 раз; идеально 0-1 раз за ночь просыпается, ночью не кормить) — 10 часов (21 до 7 ч).
Режим дня детей в 4 года
Сон за сутки 11,5 часов (сон 9 + 2,5 = 11,5); период бодрствования в сутки 12,5 часов.
- Подъем в 7 часов.
- 1 период бодрствования 6 часов — с 7 до 13 часов.
- 1 сон — 2,5 часа (13 до 15,5 часов).
- 2 период бодрствования 7,5 часов — с 15,5 до 22 часа.
- Ночной сон (с возможными периодами пробуждения до 1-2 раз; идеально 0-1 раз за ночь просыпается, но не каждую ночь) — 9 часов (21 до 7 часов).
Режим дня детей в 6 лет
Сон за сутки 9,5 часов (сон ночной 9,5 часов, без дневного сна); период бодрствования в сутки 14,5 часов.
- Подъем в 7 часов.
- 1 период бодрствования 14,5 часов — с 7 до 21 ч 30 минут.
- Ночной сон (с возможными периодами пробуждения до 1-2 раз, но не каждую ночь; идеально 0-1 раз за неделю ночью просыпается, но не каждую неделю) — 9,5 часов (21 час 30 минут до 7 ч).
Режим дня детей в 12 лет
Сон за сутки 8,5 часов (сон ночной 8,5 часов, без дневного сна); период бодрствования в сутки 15,5 часов.
- Подъем в 7 часов.
- 1 период бодрствования 15,5 часов — с 7 до 22 ч 30 минут.
- Ночной сон (с возможными периодами пробуждения до 1-2 раз; идеально 0-1 раз за неделю ночью просыпается) — 9,5 часов (22 час 30 минут до 7 ч).
Некоторые родителей боятся разбудить ребенка.
Объем задачи.
Родители маленьких детей стремятся узнать больше о том, чего могут ожидать от ночного сна ребенка. Проведенные исследования дали различные результаты, поскольку проводились на различных популяциях, использовали разную терминологию и методы обработки данных. Как правило, частота ночных пробуждений оценивалась как 100% у новорожденных и падала до 20-30% у шестимесячных детей. После того, как достигнут непрерывный ночной сон, некоторые дети могут начать вновь пробуждаться ночью – это является чаще результатом социальных факторов, а не проблем с созреванием. Ночные пробуждения более характерны для раннего детского возраста. Исследования показали, что приблизительно каждый третий ребенок в возрасте до 4 лет продолжает пробуждаться ночью, что требует вмешательства родителей, чтобы вернуть его ко сну.
Польза ночного сна для ребенка
Наравне с питанием cон играет важную роль в развитии ребенка.
Во время сна в организме происходит ряд процессов
- Созревает мозг ребенка и происходит консолидация информации. Несколько исследований показали, что дети, которые хорошо и дольше спят ночью, лучше учатся и запоминают информацию.
- Малыши, которые спят дольше ночью, менее капризны днем, с ними легче договориться и они лучше адаптируются к смене событий во время бодрствования. Такие дети легче переживают сепарацию с мамой и охотнее остаются с няней или бабушкой дома без нее.
- Недостаток сна негативно сказывается на гормоне роста. Так как этот гормон вырабатывает во время отдыха, ребенок, который плохо спит, медленнее растет. Также недостаток сна влияет на вес ребенка, если происходит сбой работы гормона лептина, который отвечает за чувство насыщения. Малыш будет есть, даже после насыщения.
- При недосыпе у детей нарушается координация, что приводит к многочисленным травмам — ребенок чаще падает, спотыкается на ровном месте.
Парасомнии
Парасомнии это расстройства сна, которые характеризуются аномальной полисомнограммой. Они эпизодические по характеру и отражают незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Поэтому парасомнии у детей встречаются чаще, чем у взрослых и обычно проходят с возрастом. Для парасомний довольно характерна семейная наследственность. Эти нарушения являются пароксизмальными, предсказуемыми по возникновению в том или ином цикле сна, ареактивными на внешние воздействия и характеризуются ретроградной амнезией. Диагноз часто ставится исключительно на основе тщательного анамнеза. Дополнительные диагностические исследования требуются нечасто.
Pavor nocturnes или ночные страхи
Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна. Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).
Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров
Фактор | Ночные страхи | Ночные кошмары |
Возраст | От 3 до 8 | Любой возраст |
Пол | Чаще у мальчиков | Не имеет значения |
Возникает в фазе сна | NREM | REM |
Пробуждение | Нет | Да |
Память на событие | Нет | Да |
Усиливается при стрессе | Да | Да |
Советы и рекомендации для улучшения сна ребенка
Сформируйте у малыша сонный ритуал: например, купание в ванной с любимыми игрушками и пеной «Баю-баюшки» от бренда «Моё солнышко». Она содержит экстракт лаванды, который успокаивают ребенка и настраивают на спокойный сон.
Нередко дети хорошо реагируют на особые «сонные» упражнения, ароматерапию. Для бережного ухода и финального аккорда используйте крем «Баю-баюшки», он поможет маме завершить вечерний ритуал и приготовить малыша к засыпанию. Нанесите крем на чистую кожу малыша, он идеально смягчит и увлажнит кожу ребенка, делая её мягкой и шелковистой.
Снохождение и сноговорение
При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него. Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию». Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.
Ночной энурез
Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии. Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных. В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).
Ребенок плохо спит ночью
Вам эта статья будет так полезна, что Вы захотите её распечатать!
Часто задают вопросы, сколько должен спать ребенок в 1 месяц. Поставим вопрос по-другому: Сколько должны спать родители? Многие родители, особенно мамы, детей до 1 — 3 лет могут сказать: «Высыпаться — это моя мечта!» Если у родителей прерывистый, поверхностный, тревожный сон с частыми насильственными пробуждениями, то это — верный путь к хроническому стрессу, усталости, недовольству, конфликтам, снижению работоспособности.
Поэтому следует создать условия, чтобы родители смогли спать ночью полноценно 8 часов. Если ребенок спит в постели с мамой или родителями, то полностью и продолжительно расслабиться взрослым не удается. Лишь альтернатива вставать к постели младенца каждые несколько минут или часов заставляет спать совместно с ребенком. Только так мамы могут буквально «провалиться в сон».
Требуется создать правильный физиологический режим сна и бодрствования, согласно возрасту ребенка, а также с учетом режима членов семьи. Чтобы создать полноценный ночной сон, надо создать рациональный режим дня.
Режим дня для детей 1-3 месяцев
- Подъем в 6-8 часов (в 7 часов)
- Ребенок после пробуждения кушает, затем наступает активное бодрствование.
- Частая ошибка родителей: уложить спать сразу после кормления или через короткий промежуток бодрствования (через 1-1, часа). Ведь родителям не хочется вставать так рано, то есть до 8-10 часов утра.
Это приводит к тому, что, не утомившись за этот короткий промежуток, малыш спит не долго, около 30 минут — 1 час. А дальше сбивается весь режим дня. Сохраняются короткие промежутки бодрствования (1-2 часа), затем короткий поверхностный сон в течение нескольких минут — 1 часа. Причем, часто сон возможен только на руках или при условии постоянного укачивания в кроватке.
- Создаем промежутки между сном 2-2,5 часа. В этот период у ребенка происходит активное или спокойное бодрствование.
Чем можно заниматься с ребенком днём, когда ребенок не спит?
- Прогулки на свежем воздухе.
- Во время прогулок следует не только спать, а также исследовать и знакомиться с окружающим миром. Показывая и рассказывая обо всем, что видим перед собой, мы учим малыша быть любознательным, это основа обучения.
- Играем на улице в подвижные игры, используем надворные конструкции: лесенки, песочница, горки, качели, карусели. Бег, прыжки, лазания, велосипед, самокат — динамичные игры, развивающие моторную ловкость. Если ребенок утомиться физически, достаточно проведя времени на свежем воздухе, то глубокий сон ему обеспечен. Создайте условия, при которых ребенок «наматывает круги по детской площадке», а мама в это время немного посидит и отдохнет, общаясь с другими мамами. Следите за безопасностью ребенка!
- К вечеру активные эмоциональные и физические нагрузки следует несколько ограничить, избегая перевозбуждения.
- Вечером подойдут спокойные настольные или напольные игры, рисование, лепка из пластилина, конструирование, чтение сказок с хорошим концом, тихая музыка или спокойные детские песни, короткий детский мультфильм, непродолжительное общение по телефону с родственниками (бабушкой и дедушкой), массаж с элементами ЛФК.
- Родители должны спать 8 часов.
Синдром обструктивного апноэ сна
Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС. У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.
Нарколепсия
Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.
Вторичные расстройства сна
Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно. Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи. И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.
Исходные причины нарушений сна и кошмарных снов у детей
Авторы: Захаров А. И.
Чаще всего кошмарные сны (далее — КС) бывают у детей, ночной сон которых имеет те или иные отклонения. Без них кошмары тоже возможны, если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства, обстановка или налицо какое-либо болезненное расстройство. Выяснить общую распространенность нарушений сна у детей мы смогли посредством опроса 1466 родителей двух педиатрических участков поликлиники. Приводимые ниже цифры получены на основе мнения родителей, отмечающих видимые нарушения сна, в то время как фактически их гораздо больше.
Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании встречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервной системы. Хуже всего засыпают девочки и мальчики в пятилетнем возрасте. У девочек это совпадает с нарастанием КС, то есть ночное беспокойство у девочек в большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, что одно и то же, девочки более чувствительны в данном возрасте к тому, что снится им ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждый третий ребенок, будь то девочка (несколько чаще) или мальчик.
Отметим (по данным ЭВМ-анализа) достоверные взаимосвязи нарушенного сна с особенностями протекания беременности и родов, психологическим состоянием матери. По ним можно достоверно предсказать, какие нарушения сна ожидают детей.
Начнем с поверхностного сна, когда даже при малейшем шуме сон у ребенка сразу пропадает, и в лучшем случае он играет, в худшем — кричит, плачет. Оказалось, поверхностный сон связан с волнениями (эмоциональным стрессом) матери в период беременности. Сами же волнения проистекают, в данном случае, от отсутствия уверенности матери в прочности брака и наличия страха перед родами. Держать себя в постоянном напряжении, страхе, как видим, даром не проходит. Плод напряжен, беспокоен и заснуть как следует не может еще в утробе матери. К тем же результатам приводит повышенная утомляемость матери при беременности, какими бы причинами она ни вызывалась.
Вспомним: при самом распространенном неврозе — неврастении — чаще всего нарушен именно сон. Нельзя выспаться, сон не приносит радости, переполнен всякими заботами и тревогами. Усталость днем еще больше, сон становится все хуже — возникает замкнутый круг с неизбежной раздражительностью и расстройством настроения. Что уж говорить о перенапряжении нервно-психических сил при беременности, когда и так нагрузка сказывается, а выносливость и природно может быть не самой высокой. Соответственно расстраивается и биоритм сна у плода, и нередко надолго.
Любой педиатр подтвердит и другую установленную нами закономерность: беспокойный, поверхностный сон более всего характерен для детей, родившихся раньше срока. Сон у них незрелый, прерывистый, да и день с ночью меняются местами. И здесь все может уладиться, если дома все спокойно и мать любящая, а не вечно недовольная появившимся «раньше времени» ребенком, да и сама нервная не в меру. Непреходящие мучения молодым родителям доставляет и беспокойный сон ребенка. Все не по нему, места себе найти не может, мечется во сне, одеяло скидывает, что-то лепечет, выпасть из кровати норовит. И… чем больше дитятя ведет себя подобным образом, тем больше беспокоятся и напрягаются родители, незримо передающие свое возбуждение и только усугубляющие у него проблемы сна.
Беспокоиться надо, но только не чрезмерно, не драматизировать ночные проблемы детей. От этого они лучше спать не будут. А вот погладить страдальца, пошептать приветливые слова, да и самим успокоиться — стоит. Обычно родители удивлялись, когда видели, как я, будучи врачом-педиатром, успокаивал самых безнадежно плачущих детей. Брал детишек на руки и ходил, слегка укачивая, разговаривая нежно и успокаивающе — за маму, естественно. А она училась, раз была молодая и запрограммированная на написанные в другой стране правила.
Как тут не вспомнить бабушку из деревни: без всяких книг и предписаний, одной рукой она люльку качала, другой кашу варила, да еще и песню напевала. И не видел я в подобных случаях (в 60-х годах) нервных нарушений сна у тех, кто уже не ползал, а ходил. В деревне новая жизнь — дело святое. Волноваться при новорожденном в семье не полагалось, да и приглашать праздношатающихся — тоже, чтобы «не сглазили». Народная мудрость и инстинкты об этом говорили. С физической стороны были, конечно, изъяны — и работали до последнего, и в поле рожали, но чтобы «травить» дитя, мешать ему появиться на свет или чужим отдавать — такое бывало крайне редко. Беременность как послание Бога воспринималась, как нечто естественное, природное, судьбой дарованное.
Сейчас же сплошные стрессы до рождения, среди которых на первом месте отсутствие уверенности в прочности брака, конфликты с мужем, другие волнения, плохое самочувствие и раздражительность, угроза выкидыша и эмоциональный шок при родах от болезненных схваток. Устранить все эти причины беспокойного сна у детей мы можем и сами, если будем более зрелыми к моменту материнства и более психически защищенными.
Плач во сне у детей первых лет жизни не дает спокойно спать и родителям, чувствующим себя явно «не в своей тарелке». Сказывается не только эмоциональный стресс при беременности (волнения, плохое самочувствие и повышенная утомляемость), но и различные отклонения в течении беременности и родов (токсикоз первой половины беременности, роды раньше времени, чрезмерно быстрые или затяжные, преждевременное отхождение вод, обвитие шеи новорожденного пуповиной). Пеленание такая же рутинная процедура, как и кормление. Однако некоторые дети явно успокаиваются, будучи туго запеленатыми, другие, наоборот, изо всех сил пытаются высвободиться, и только изрядно устав от обилия движений, успокаиваются и засыпают. Темперамент уже и здесь виден.
Дети с холерическим темпераментом труднее переносят любое стеснение, только и ждут, чтобы высвободиться; флегматики предпочитают быть завернутыми по всем правилам. А сангвиники, на то они и сангвиники, чтобы не предъявлять особых требований: не очень туго и не очень свободно — в самый раз и будет. Но и вне темперамента иной раз видим, как ребенок засыпает только туго запеленатым. Такие пристрастия связаны с наличием при беременности угрозы выкидыша и крайне болезненных схваток при родах. Эти же факторы участвуют в происхождении беспокойного сна у детей, поскольку сон — в известном роде аналог внутриутробного существования, когда ребенок остается один, в темноте и замкнутом пространстве. К тому же отрицательные эмоциональные реакции зафиксированы у плода с девятой недели жизни — в стандартном возрасте искусственного прерывания беременности или аборта.
При угрозе выкидыша не исключено появление эмоционального шока, что и приводит вместе с аналогичным стрессом матери к выбросу в кровь большого количества гормонов беспокойства. Этой дозы в ряде случаев достаточно, чтобы расстроить сон в ближайшие месяцы и годы. Свершившийся выкидыш означает неминуемую смерть плода, но и угроза выкидыша приводит к нарушению плацентарного кровообращения и внутриугробной гипоксии (недостаточному питанию мозга плода кислородом). То же относится к чрезмерно интенсивным, болезненным схваткам мышц матки в период раскрытия ее шейки. Угроза смерти, физического уничтожения рефлекторно включает у плода инстинкт самосохранения в виде оборонительной, защитной реакции двигательного беспокойства и страха.
После рождения чрезмерно открытое пространство, отсутствие люльки, кроватки, равно как и одежды, порождает безотчетное чувство беспокойства, обычно в виде плача, реже — крика и затруднений в засыпании. Теперь понятно, почему тугое пеленание успокаивает детей, перенесших угрозу выкидыша и болезненные схватки матери при родах. Они снова находятся как бы в утробе матери, но уже в безопасных условиях существования. Главное — если имелась какая-либо угроза преждевременного появления на свет, необходимо пеленание, воспроизводящее условия безопасной внутриутробной жизни.
При органических повреждениях мозга от асфиксии, родовой травмы болезненно повышается чувствительность кожи, имеются дрожания отдельных частей лица или судороги, напряжения, гипертонус конечностей и туловища. Тогда тугое пеленание, наоборот, усилит беспокойство и крик ребенка; оптимальным вариантом будет нетугое пеленание или более частое положение ребенка полностью раскрытым.
В целом 10 % мальчиков и 15 % девочек подвержены, со слов родителей, частым ночным страхам. Гораздо более точные, но не абсолютные из-за вытеснения, амнезии ночного страха, данные получаем при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о кошмарных снах. В течение десяти дней подобным образом опрашивались 79 детей от 3 до 7 лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей (по крайней мере, каждый третий) видели кошмарный сон, 18 % (почти каждый пятый) видели его неоднократно, иногда сериалами, практически каждую ночь. Таким образом, родители констатируют лишь «надводную часть айсберга».
При нервных нарушениях, как показал дополнительный опрос детей в логопедической группе детского сада, КС еще больше. Вне зависимости от состояния нервной системы количество КС в дошкольном возрасте, по данным опроса детей, достоверно возрастает от 3 до 7 лет, знаменуя возрастающее осознание проблем жизни и смерти, начала и конца своей жизни. Неоднократно нам приходилось убеждаться в наличии взаимосвязи между страхом кошмарных снов и их фактическим наличием у детей. Более того, подобный страх безошибочно указывал на существование КС, даже если ребенок и не мог вспомнить, в чем он конкретно заключался. Как уже отмечалось, вопрос формулировался так: «Боишься ли ты страшных снов или нет?»
Несмотря на возможность отражения в ответе прошлого травмирующего опыта сновидений, в большинстве случаев ответ отражал актуальный, то есть последний опыт восприятия страшных снов. Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет. Данные опроса приведены в таблице.
Таблица. Возрастное распределение страхов кошмарных снов (КС)
Возраст (лет) | Мальчики | Девочки |
3 | 27% | 30% |
4 | 29% | 28% |
5 | 27% | 43% |
6 | 39% | 43% |
7 (дошкольники) | 24% | 42% |
7 (школьники) | 13% | 31% |
8 | 10% | 23% |
9 | 12% | 24% |
10 | 10% | 27% |
11 | 18% | 23% |
12 | 14% | 20% |
13 | 19% | 23% |
14 | 11% | 20% |
15 | 8% | 14% |
3 — 7 | 31% | 39% |
7 — 15 | 13% | 23% |
Из таблицы видим, что максимальные значения страхов КС у мальчиков наблюдаются в 6 лет у девочек — в 5, 6 лет и у дошкольников — в 7 лет (опрос проводился в конце 70-х годов). Это далеко не случайно, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинкт самосохранения.
Уникальное сравнение можно провести у дошкольников и школьников 7 лет. Вроде бы возраст один, а тенденция к уменьшению страхов КС заметна у первоклассников. Объяснение аналогично уменьшению среднего балла всех страхов в школьном возрасте, обусловленному новой, социально значимой позицией школьника. Это своего рода левополушарный сдвиг в сознании ребенка, когда правополушарный, спонтанный, интуитивный тип реагирования (к коему можно отнести и страхи) должен уступить рациональному восприятию левополушарной школьной информации. Мы видим, что количество страхов КС достоверно больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, страхи КС (как и все страхи в целом) достоверно чаще наблюдаются у девочек, отражая природно более выраженный инстинкт самосохранения. Ранее было отмечено, что наиболее активным в отношении всех страхов является старший дошкольный возраст. Не составляет исключение и страх КС, который тесно связан (по данным ЭВМ-факторного анализа) со страхами нападения, заболевания (заражения), смерти (себя и родителей), животных (волка, медведя, собак, пауков, змей), стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения), а также страхами глубины, огня, пожара и войны. По всем этим страхам можно почти безошибочно предполагать наличие кошмарных снов и, соответственно, страха перед ними.
Интересно сравнить страх КС у детей из так называемой нормальной популяции и детей, страдающих невротическими расстройствами личности. Страхов КС при неврозах больше, чем у здоровых в своем большинстве сверстников. Это неудивительно, если учесть характерные для неврозов повышенное беспокойство, эмоциональную ранимость, неустойчивость настроения, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях. Обращает на себя внимание и беззащитность детей, неумение противостоять опасности, их может обидеть даже малолетний кроха, как сказала одна мать.
Больше всего боятся КС дети с неврозом страха, когда они настолько поражены самим страхом как таковым, что не могут дать отпор никаким опасностям, подстерегающим их днем и ночью. У детей со всеми неврозами страхи КС наиболее часто представлены в 6-10-летнем возрасте, когда страхи появляются днем, как грибы после дождя, под влиянием переживаний, обусловленных страхом смерти, проблемами обучения и адаптации в школе. В норме страх КС, как правило, ограничивается старшим дошкольным возрастом. Другими словами, страх КС при неврозах имеет более пролонгированный, протянутый во времени характер и свидетельствует о более выраженной неспособности детей решать свои личные проблемы самостоятельно, без помощи взрослых.
Поскольку дети с неврозами гораздо чувствительнее к КС, то имеет смысл именно у них дальше рассматривать все связанные с КС проблемы. «Кесарево — кесарю, цезарево — Цезарю». Так и в отношении девочек и мальчиков. У первых есть взаимосвязи с КС при беременности, у вторых нет, и ничего с этим не поделаешь. Если в чреве матери девочка, а у матери токсикоз первой половины беременности (неукротимая рвота), то после рождения девочки достоверно чаще будут видеть КС и бояться их. Да и токсикоз второй половины беременности (нефропатия), пусть и на уровне тенденции, будет сказываться аналогичным образом. У мальчиков подобные отношения «по нулям».
Таким образом, проблемы матери при беременности, ее плохое самочувствие оказывают более травмирующее эмоциональное воздействие на девочек, что и видно в их последующих снах. Поскольку плод «видит» сновидения в утробе матери, начиная с 8 недель жизни (по данным нейрофизиологов), то можно сопоставить этот срок беременности с максимальной выраженностью при ней токсикоза первой половины. Тогда наши, даже статистически обоснованные выводы, не будут казаться лишенными смысла.
На вопрос почему все это выражено только у девочек, укажем на их более выраженный инстинкт самосохранения по сравнению с мальчиками (вспомним, что девочки в 2 раза чаще испытывают страхи, чем мальчики). Поэтому токсикозы, создавая угрозу ослабления и прерывания беременности, вызывают, прежде всего, у девочек гормонально опосредованное беспокойство, как своего рода инстинктивно-защитную реакцию.
Отдельно рассматривалось соотношение между страхами непосредственно перед сном и страхами во сне, то есть КС. Подтвержден ранее сделанный вывод о воспроизведении в КС дневных переживаний детей. Более того, по беспокойству, испытываемому детьми перед сном, можно уверенно судить о появлении у них КС даже в том случае, когда они полностью амнезируются (забываются) утром.
Энциклопедия практической психологии «Психологос»
опубликовано 25/11/2013 14:15 обновлено 09/12/2013 — Педагогика и психология
Колики и ночные пробуждения.
Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.
На какой кровати лучше спит ребенок:
Выбираем кровать для ребенка
Стандартные детские кровати хорошо подходят ребенку. Выбор за родителями. Важно разумно подходить к выбору, удобство для ребенка и родителей — вот ориентир для выбора.
Выбираем детский матрац: плотность его должна быть средней. Излишне мягкий матрац приводит к продавливанию и искривлению тела в положении лежа. Позвоночник должен лежать прямо по линии, без излишних прогибаний, сохраняя только физиологические изгибы. Чрезмерно жесткий матрац также неудобен и не комфортен ребенку.
На какой подушке спать ребенку
Выбираем детскую подушку
Высота подушки должна быть такова, чтобы не было наклона головы на бок в положении лежа на боку; не было наклона назад в положении лежа на спине.
Так, ребенку от рождения до 3 месяцев подойдет подушка высотой 2-3 см.
Такую подушку можно изготовить самостоятельно: берем синтепон, складываем в 4 слоя и зашиваем в наволочку 20 на 40 см. Предпочтительно приобрести специальную невысокую подушку для новорожденных.
Часто мы рекомендуем ортопедическую подушку для новорожденных, с углублением для затылка, с целью формирования физиологического шейного лордоза.
Ортопедическая подушка с рождения до 6 месяцев
В такую подушку голова удобно укладывается как яичко в луночку, снижая вероятность вторичной деформации черепа. Нередко мы видим на осмотре ребенка уже через 1-3 месяца «скошен» затылок от вынужденного положения головы на бок (кривошеи).
В то время как лечение положением при использовании ортопедической подушки сглаживает напряжение задне — шейных мышц, формируя легкий правильный изгиб шеи дугой вперед.
Ребенку 6-18 месяцев подкладываем подушку 4-6 см: это уже 8 слоёв синтепона.
Есть мнения врачей, что детям до 2 лет не требуется спать на подушке. Без подушки удобнее спать и в положении на животе. Пробуйте! Индивидуальный подход — это метод подбора.
С 1,5 лет используем подушки стандартных размеров 40 на 60 см, толщиной равной ширине плеча ребенка, если слегка надавить на подушку.
На какой подушке спать
Постельное белье для детей подбираем в милых детских узорах, из мягких натуральных (хлопчатобумажных, вискозных) тканей. Для стирки используем гипоаллергенные специальные стиральные порошки для детского белья, с применением дополнительного полоскания, с последующим двусторонним проглаживанием утюгом.
Частота стирки (смены) белья, в зависимости от загрязнения: ежедневно несколько раз за день, но не реже 1 раза в неделю.
Такие меры с возрастом могут быть менее значимые, при отсутствии отрицательной реакции.
Нарушения инициации и поддержания сна
Нарушения инициации и поддержания сна (disorders of initiating and maintaining sleep — DIMS) чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста ввиду особенностей психологического развития и сложностей, присущих этому возрасту. Иногда у родителей возникают сложности в установке твердых ограничений или согласия с требованиями ребенка – «еще один стакан», «еще одну сказку». Родителям в таких случаях рекомендуется воспринимать такие попытки задержки отхода ко сну спокойно, но твердо, игнорируя протесты ребенка. Избежать дальнейшей конфронтации можно, сказав ребенку, что дверь в его комнату будет открытой, пока он находится в постели, но будет закрыта (не на замок), если он попытается встать с нее. Одна из рекомендуемых методик называется «постельный паспорт» — карточка с написанным на ней именем ребенка, которая может быть обменена без штрафа за один короткий выход из спальни за вечер и затем возвращается родителю на остаток вечера. Для детей, испытывающих сложности засыпания, может быть полезно разработка предсказуемой процедуры – 3 или 4 компонента, длительностью от 20 до 30 минут, например, сказка, песня, напиток, массаж спины; постоянное использование такой процедуры очень эффективно. Процедуру можно сдвигать по времени все раньше, до желаемого времени.
Сколько времени спит ребенок
- С рождения до 3 месяцев — 16 — 20 часов в сутки;
- 6 месяцев — 14,5 часов;
- 12 месяцев — 13,5 часов;
- 2 года — 13 часов;
- 4 года — 11,5 часов;
- 6 лет — 9,5 часов;
- 12 лет — 8,5 часов.
Сколько должен спать ребенок днём
Учитывая, что 8 часов приходится на дневной сон, то продолжительность дневного сна составляет:
С рождения до 3 месяцев — 8 — 14 часов;
Сколько спит ребенок в:
- 1 месяц — в среднем 11 часов днём и 8 часов ночью;
- 6 месяцев — 6,5 часов;
- 12 месяцев — 5,5 часов;
- 2 года — 5 часов;
- 4 года — 3,5 часа;
- 6 лет — 1,5 часов;
- С 12 лет — дневной сон не требуется.
Сколько времени требуется для засыпания
Чтобы заснуть, требуется время — от нескольких секунд до 20-30 минут. Эти нормы времени засыпания для взрослых и детей.
Если время, чтобы заснуть удлиняется более 30 минут, то такое состояние называют затрудненным засыпанием.
Как подготовить ребенка к отходу ко сну
Учтите, что продолжительность ночного сна составит 8 часов: оптимально с 22 ч до 6 утра или с 23 ч до 7 ч утра. Поэтому каждый вечер планируем время и распределяем деятельность, планомерно подводя ко сну. Приветствуют спокойные, а не возбуждающие игры к вечеру. Приход с работы папы или мамы, а значит и эмоциональный всплеск, не позднее, чем за 1 час до отхода ко сну. Теплая (при температуре 37,5 — 38 °С), успокаивающая гигиеническая ванна перед сном в течение 5-15 минут, как важный ежедневный ритуал перед сном.
Может ли ребенок спать с мамой?
Для детей с рождения до 3 лет самым разумным является сон в детской кроватке, стоящей в спальне родителей на расстоянии вытянутой руки от мамы.
Некоторые малыши после 1 года спокойно могут спать в детской комнате, отдельно от спальни родителей. Для большинства детей сон в отдельной спальне комфортен с 2- 3 лет.
Отход ко сну в идеале выглядит так
Родители уложили в детскую кроватку малыша, почитав сказку, или спев колыбельную, или спокойно поговорив о хорошем, выходят из комнаты. А заглянув в комнату через 5-10 минут, наблюдают за мирно спящим малышом.
Большинством врачей не рекомендуется совместный сон в родительской кровати.
В этих условиях мама не отдыхает полностью, а остаются напряжение и беспокойство. Известны и трагические случаи, когда изможденная мама в глубоком бесконтрольном сне накрыла ребенка своим телом, что привело к удушью младенца. Есть даже термин в народе такому явлению «приснула ребенка». И в моей врачебной практике такой трагический случай был. Важно ребенку с раннего детства привить навык умение засыпать и спать одному в своей постели.
Спать в детской кроватке
Родители часто спрашивают врача: «Как научить ребенка засыпать в 1 −3 месяца?» Отвечаем: «Приучаем к режиму дня с раннего возраста»
Как формировать режим дня детям с младенческого возраста
Правильно распределить промежутки между сном и бодрствованием, используя информацию о возрастных потребностях во сне.
Создать режим дня внешними действиями: когда ребенок проснулся, то надо изменить условия.
И ребенку становится понятно, что наступил период бодрствования.
Наши действия в период бодрствования:
- поднимаем ребенка из кровати, умываем, переодеваем;
- кормим;
- включаем свет, повышаем уровень звука (громче и эмоциональнее разговариваем, включаем музыку);
- играем, подключаем активные действия, идём на прогулку, купаем;
- оставляем ненадолго ребенка одного, чтобы он самостоятельно полежал и поиграл.
Как ребенок понимает, что следует засыпать
Выжидаем момент по режиму, когда малыш достаточно утомлен. Причем, если он не достаточно активно действовал моторно, а время бодрствования закончено, то он переутомился эмоционально, но физически не устал. Это затрудняет отход ко сну.
Задача: для здорового сна требуется создать достаточную моторную активность в бодрствование — массаж, прогулка, купание, активное ползание, зарядка, ЛФК, кормление.
Если во время бодрствования большую часть времени малыша держат на руках, немного укачивая, передают поочередно другим членам семьи, то физически утомятся только взрослые.
Наши действия в период отхода ко сну:
- умываем или купаем, переодеваем;
- иногда (не всегда) кормим;
- укладываем в кровать;
- перестаем играть;
- приглушаем свет, понижаем уровень звука (тише, менее эмоционально, спокойно, протяжно и ласково разговариваем, выключаем музыку, телевизор и другие посторонние звуки);
- можно недолго укачивать на руках, в кроватке, в коляске;
- можно создать условия для сна на свежем воздухе (на улице в коляске, на лоджии в кроватке);
- не забываем проветрить комнату.
Важно следить, чтобы воздух в спальне ребенка был влажный и прохладный.
- Частое проветривание. Если на улице холодно, то проветриваем пустую комнату. Если нет сквозняка, то спать можно с приоткрытыми форточками.
- Регуляторы отопления оптимизируют температуру помещения. Известны простые приёмы — закрывания излишне горячих батарей с помощью влажных пеленок.
- Ежедневная влажная уборка — это идеально.
- Оптимальную влажность создадут специальные увлажнители воздуха. Измерить параметры воздуха можно с помощью гигрометра и термометра.
Рекомендуемая оптимальная температура воздуха для сна в детской комнате — 16 — 20 °С.
Оптимальная относительная влажность воздуха в спальне — 50 — 70%.
Если наши действия перед сном носят одинаковый, стереотипный характер, то у ребенка создается ритуал отхода ко сну. Он быстро привыкает к такой последовательности событий и засыпает быстро и глубоко.
Если ребенок не достаточно времени бодрствовал, или физически не устал, переутомился эмоционально, то, чтобы заснуть, он длительно и громко плачет перед сном. Он может беспокоиться каждый раз при засыпании. Это уже входит в ритуал его отхода ко сну. Он не может уснуть, не наплакавшись, давая разрядку, выход нерастраченной энергии.
Такой вариант отхода ко сну тяжел для малыша и родителей. Избежать нарушения сна можно, лишь следуя этим инструкциям, понимая физиологию сна, необходимость рационального режима.
Проблемы со сном у старших детей.
В подростковом возрасте или чуть раньше, проблемы со сном снова становятся более актуальными. Поскольку родительский контроль убывает, а образовательные и социальные требования возрастают, сон может начать становиться все более и более непостоянным. Иногда возникает задержка начала засыпания, уменьшение времени сна и повышенная дневная сонливость. В ряде случаев, у таких детей может развиться синдром задержанной фазы сна. Это означает, что они не могут спать ночью и не могут бодрствовать днем. Такое состояние может представлять форму избегания школьных занятий. Лечение заключается в строгом контроле времени засыпания, которое постепенно сдвигается к вечеру. Суммарно проблемы со сном и предполагаемые меры представлены в таблице 2.
Таблица 2. Нарушения сна в различном возрасте.
Возраст | Нарушение сна | Рекомендации |
0 – 4 месяца | Ночные пробуждения и питание соответствуют возрасту | |
4 – 12 месяцев | Ночные пробуждения, требования ночного питания | Систематическое игнорирование, «пробуждения по расписанию». Увеличение интервала приема кормления, уменьшение объема пищи, длительности кормления |
2 – 4 года | DIMS | Предсказуемая процедура и условия засыпания, система поощрений, установка ограничений |
3 – 6 лет | Ночные страхи | «Пробуждение по расписанию», иногда медикаментозное лечение |
6 – 12 лет | Ночной энурез | «Сигналы влажности», тренировка, медикаментозное лечение |
8 – 12 лет | Сомнамбулизм | Меры предосторожности, «пробуждение по расписанию» |
Подростки | Синдром задержанной фазы сна. Нарколепсия | Установка ограничений, постепенный сдвиг засыпания на раннее время. Обращение к сомнологу |
Любой | СОАС | Обращение к сомнологу, возможное оперативное лечение |
Частые ночные пробуждения— нормально ли это?
Как видно из описания режима сна ночью, частые пробуждения могут быть нормой в первый год жизни. Поэтому здесь стоит говорить о количестве и причинах пробуждений и смотреть на возраст ребенка, чтобы понять, нужно ли переждать или стоит работать над сном. Если малыш просыпается слишком часто для своего возраста, сон фрагментируется, ухудшается его качество, фаза глубокого сна сокращается.
Почему это важно? Поверхностный сон отвечает за развитие головного мозга. Глубокий — за физическое восстановление, восстановление тканей, мышц и нервной системы.
Если ребенок спит короткие сны и не спит ночью, это сказывается на его здоровье и развитии:
- ухудшается настроение;
- падает активность во время бодрствования;
- появляется тремор конечностей;
- мышцы ослабевают;
- замедляется рост;
- появляются проблемы с питанием.
Совместный сон
Совместный сон – это термин, который относится к родителям и детям, которые спят в одной постели. Многие эксперты неодобрительно относятся к такой практике из-за озабоченности возможными сексуальными домогательствами или нарушением личностной независимости. Однако статистические исследования не подтверждают достоверно этих опасений. Совместный сон особенно развит в ряде культур, считается, что он способствует чувству безопасности и любви у ребенка. Независимо от вышесказанного, можно утверждать, что частота совместного сна гораздо выше, поскольку родители могут просто не говорить об этом или даже скрывать из-за опасения, что врач неодобрительно отнесется к этому. По разным данным, 33-55% дошкольников и 10-23% школьников спят в одной постели с одним из родителей. Нельзя не учитывать вероятность драматических последствий, не связанных собственно с нарушениями сна. Недавно специальная комиссия в США опубликовала доклад, в котором за 8 лет описаны 515 смертей детей в одной кровати со взрослыми. Примерно каждая четвертая смерть была вызвана механическим сдавлением ребенка взрослым. Три четеврти случаев были вызваны механическими нарушениями кровати, матраса, которые привели к странгуляции и удушению ребенка.